29 апреля 2020

Эдуард Брыкин: “Жизнь полна импровизаций”

Праздник, посвященный всем стилям танца, отмечается 29 апреля. БОРЩ поздравляет и желает не смотря ни на что вдохновения всем, кто танцует, – профессионально или по зову души перед зеркалом! Специально к празднику публикуем архивный материал о человеке, с которым в Коврове Международный день танца ассоциируется у тысяч людей. 

В нашем городе, кажется, какую сферу ни возьми, в каждой найдется свой человек-бренд. Мотобол? Царев! Бизнес? Седов? Общественная деятельность? Монахов! Танец? О-о-о-о, Брыкин, конечно! Спортивно-зрелищное направление этого вида искусства Эдуард Юрьевич, олицетворяет лет двадцать. Злой на работу, острый на язык, неиссякаемый на идеи, он воспитал многочисленных и многократных чемпионов области по спортивному танцу, обладателей Кубка Европы по танцевальному шоу и многих других успешных танцоров. Его выпускники выступают и работают во Владимире, Москве и за рубежом. Стена в танцклассе ДК им. Дегтярева, где выставлены кубки и медали, завоеванные “Академией”, напоминает иконостас. Но этот рассказ не о наградах и овациях. А о том, как к ним приходят и чем по пути жертвуют.

Эдуард Брыкин

 

Танцмашина

– А ну-ка, дядя, втяни живот! Держи спину, растяни здесь и здесь. А тебя, тетя, кто научил так стоять?

С 10-летних воспитанников пот льет ручьем. За невесомой грациозностью венского вальса стоит железная дисциплина и отточенная техника. Прыжки, растяжки, стократное повторение основных шагов, выноса ноги и положения корпуса. Они занимаются каждый день, включая субботу. У меня округляются глаза при виде шестиклассницы, отжимающейся на кулаках. А ее мама кивает: “Да, “физики” у них много. Нам в этом плане многие клубы проигрывают. Наши-то выносливые – скачут, когда у других уже язык на плече”.

            –  Послушайте, а вас не смущает, что тренер их так… не жалеет?

– А на соревнованиях их кто-то пожалеет? В спорте выживает сильнейший. Зато у них глаза горят, они же понимают, что отличаются от других. Их даже поражение заставляет не отчаиваться, а работать еще больше. Знаете, когда приезжаешь на турнир в Иваново или Владимир, то, если уровень “своих” и “чужих” спортсменов одинаков, у жюри может сработать “человеческий фактор”. Так вот тренер им всегда говорит: чтобы стать первым, надо танцевать так, чтобы тебя даже не посмели сравнивать.

А Брыкин в это время детям:

– У вас мозги где? Солнце голову припекает – они по позвоночнику вниз стекают?

Странно, они не дуются. Смеются. А он сердится. Или делает вид? Потом, в перерыве между группами, откровенничает:

– Но они же знают, что я их люблю. Просто заходя в зал, они перестают быть Машами и Петями, а превращаются в спортсменов. А я – в танцевально-тренировочную машину, у которой есть установка: каждый раз они должны уйти пусть с небольшим, но результатом. Как стакан воды: пусть он набирается по капле, но рано или поздно будет полон. Мы спорим, ругаемся, но делаем общую работу, чтобы они научились классно танцевать. Сейчас это конкретный спорт, где важна чистота линий, ритма, техники и хорошая физподготовка. И я вам скажу, что по качеству танцевания они уже почти профессионалы. Хотя им всего по десять.

 

 

Шерше ля фам

Однажды в пионерском лагере подружка по отряду упросила Эдика составить ей пару на конкурсе самодеятельности. Две недели вместо тихого часа они репетировали русский лирический танец и в итоге получили заветную грамоту. Тогда на мальчика с задатками обратила внимание инструктор кружка при Доме пионеров и пригласила его продолжить занятия. Брыкин пришел, попробовал – и бросил. У него и мыслей тогда не было о всех этих свивлах и пивотах – он рос уличным пацаном и предпочитал летом дотемна лупить по футбольному мячу, а зимой гонять в хоккей так, что заиндевевшие штаны вечером приходилось не вешать, а ставить у батареи. Словом, тогда ничего не вышло. Но через год вся дворовая пацанва сама записалась в танцы: тем, кто занимался, были обещаны путевки в “Березку”, а кто в подростках не мечтает провести месяц без родительского надзора, да еще и дружной компанией? Осенью в кружок вернулся только Эдуард.

“Да я уже и не вспомню, почему тогда остался, – покрыто пылью веков, как говорится. Наверное, если тебе что-то дано и суждено, – не отвертишься”.

Это был 1975-й. За огранку юного таланта взялась известный педагог Валентина Пименова, стоявшая у истоков хореографического искусства в Коврове и вырастившая не одно поколение бальников. Через 3 года ее танцевальный коллектив “Горизонт” переехал в открывшийся ДК «Современник», где и зародилась традиция устраивать городские конкурсы танца.

“Но это не было спортом, как сейчас. Мы просто готовили красивые концертные номера, радовали публику, радовались сами, общались, дружили. Помню, как после занятий провожали Олю Фомичеву до улицы Фурманова, покупали в хлебном магазине батон, делили на всех, шли пешком, шутили. Нам было очень здорово друг с другом и интересно. Мы жили танцами, дышали, горели ими. Танцы мне, пожалуй, помогли и техникум окончить: отличником я не был, зато в общественной жизни был очень активным, а тогда это приветствовалось”.

 

 

Эх, яблочко, куда ж ты…

Получив диплом технолога-программиста станков с ЧПУ, Брыкин почти сразу призвался в армию – и это были первые 3 года без «танца по жизни». Служил на флоте, вернее, на трех: Балтийском, Черноморском и Тихоокеанском. И за это время успел обойти четверть земного шара: Ангола, Йемен, Мозамбик, Индия, Вьетнам… Как говорится, ни о каком “Яблочке” не было и речи – аскетичные будни в замкнутом коллективе и пространстве: “Это суровая школа жизни, но она учит быть сильным и терпеливым. А еще в бытовом плане воспитывает отлично: я и сейчас могу одной кружкой воды умыться, и еще постирать караси (так на флоте носки называют) вода останется”. Правда, кадриль матрос Брыкин все-таки однажды себе позволил – у острова Сокотра в Индийском океане, где команда корабля отмечала концертом самодеятельности наступление 1984 года.

Отслужив, Эдуард устроился в “Сигнал” и вернулся в родной танцевальный коллектив. Через год по линии советско-чехославацкой дружбы его с партнершей Еленой Сивцовой (тогда еще Михеевой) делегировали на Кубок дружбы в муромский город-побратим Мост. Главный “режимник” закрытого НИИ покрутил у виска, когда электромонтажник пришел подписывать разрешение на выезд: “Ты понимаешь, с чем ты пришел и куда ты собрался? Да у нас даже директор института за границу не ездит”. Но с обкомовским нажимом бумагу в итоге оформили, и дуэт Брыкин-Михеева занял в латиноамериканской программе четвертое место. А в 1987-м году стал в ней же «золотым».

“Нам, конечно, было интересно посмотреть, как танцуют болгары, венгры или поляки. Мы сами были технически неплохи, но как воздуха не хватало свежий идей, обмена опытом. Так что эта поездка, конечно, открыла новые возможности”.

По возвращении “пан танцор” еще пару лет работал на «Сигнале» и ЗиДе, но в итоге призвание взяло свое.

У меня на заводе была неплохая зарплата, но я понимал, что нужно уходить. И в 89-м подвернулась тренерская вакансия в “Современнике”. Родители были в шоке, мы поссорились. Но я сказал, что решение не изменю, и если это ошибка, то я хочу сам в этом убедиться. Больше мы это не обсуждали. Да и ни сил, ни времени я бы на это не нашел. Оклад был 90 рублей, я работал на 2 ставки. Приходил убитый танцами. Ужинал и падал спать”.

 

 

Право выбирать как обязанность действовать

Вторые 3 года “без танца по жизни” выпали на девяностые. К тому моменту Брыкин обзавелся семьей, родился сын. Кушать от пуза на зарплату педагога и сейчас-то мало кому удается, а тогда и вовсе было невозможно. Что делать? Торговать, разумеется.

“Гонял в Москву за обувью и продавал ее на Федоровском рынке. Если кто-то думает, что “фарцевать шмотками” это просто, то глубоко заблуждается. Ты торчишь на улице и в мороз, и в жару, и в дождь. И все время думаешь, чем кормить семью, если выручки не будет. Для меня это был ужас. Но это были деньги. А еще большая школа общения с людьми”.

Вернуться к призванию удалось в 1997 году. Сначала ректор КГТА Игорь Иванович Трифонов разрешил арендовать актовый зал вуза для занятий танцами – именно поэтому спортивно-танцевальный клуб и был назван “Академия”. А в 2000 году директор ДК Дегтярева Игорь Александрович Зверев и худрук Ольга Михайловна Кириллова пригласил коллектив к себе. И вот уже восемнадцатый год Эдуард Брыкин регулярно и щедро обеспечивает дом культуры медалями и кубками. В сорок, когда поступил Российский университет физкультуры и спорта, был шанс перебраться в Москву.

“Пришло время отдавать долги. Отец был прикован к постели 12 лет. 8 лет за ним ходила мама. Когда ее не стало, нужно было выбирать – и я выбрал. А еще снова женился. Она меня во всем поддерживает, и я ей безмерно благодарен: чтобы вытерпеть все это, нужен ангельский характер. Где познакомились? Так на танцах  Майя водила заниматься Яну. Жизнь полна импровизаций…”

 

Но они не всегда звучат в мажоре. В 2014-м разлетелись по своим судьбам те, с кем он прожил 13 лет, проведя по всем ступеням от азов до триумфа. Говорит, что вдруг почувствовал себя Сизифом. Но, выдохнув, снова покатил свой камушек в гору. И сегодня те, кто 5 лет назад детсадовцами пришли на занятия, стали приносить первые плоды своей и тренерской бескомпромиссной самоотдачи: в январе три юных пары “Академии” стали чемпионами области по спортивным танцам в своих возрастных категориях.

            “Да, это непросто – от полета вдохновения возвращаться к элементарному. И если ты не готов к этому обнулению – амба. Но я стараюсь жить настоящим. Тренер ведь должен быть еще и психологом. Чтобы вопреки поражению, усталости, плохому настроению или двойке в школе настроить на работу. И он не имеет права себя жалеть, дети фальшь почувствуют сразу. Да, в спорте важен результат, но мне важнее, какими людьми они от меня уйдут. Я хочу, чтобы у них внутри был стержень, который, может, с годами подогнется немного, но не сломается. Вот, что самое главное. Эээй, дядя, привет! А ну-ка веди свою тетю вставайте на разминку!”

 

 

(фото – Александр Соколов)

Просмотров статьи: 1 548

Поделиться новостью