ШКОЛА: выучиться и выжить. Лайфхаки от… психиатра

Итак, снова школа. Родителям опять надо попробовать настроить себя, чтобы в новом учебном году взаимодействие с чадами не шло под девизом: «Щас ка-а-ак дам леща, и сразу у меня учиться захочешь!» Собеседник БОРЩа – психиатр Андрей Мэд поделился мнением о том, как соблюсти в воспитании баланс уважения юной личности и соблюдения социальной нормы. Проще говоря – как учить, но не мучить. Эксперт в области возникновения и преодоления душевных мук и умственных терзаний высказался как всегда коротко, эмоционально и толково. А уж принимать его рекомендации на веру или нет – решать, конечно, каждому самостоятельно. Ибо, как говорится, не дави и не давим будешь.

ковров, городковров, новости коврова, учебный год, школы, журналборщ, борщмедиа, психотерапевт, замечание, юмор, помощь

 

– Андрей, почему нынешние дети не любят школу? Что в организации учебно-воспитательного процесса так претит детской натуре?

 

– Яркий, талантливый ребенок любить школу не будет и, по сути, не должен. Потому что там вокруг одно сплошное «надо» – шаблон поведения, одинаковый для всех без исключения. А ребенок рождается творцом, индивидуалистом, имеющим желание и способности осваивать мир не по заданным формулам. Это его естественное состояние, обеспечивающее гармоничное развитие. И испытывая в школе острый внутриличностный конфликт между «хочу» и «надо», он выплескивает его в раздражительность, агрессию, «плохое поведение» и т.д.

 

И что делать?

– Рискую быть закиданным тапками со стороны консерваторов в воспитании, но не надо ребенку вдалбливать любовь к школе. Получите обратный эффект. Да, это труд, это работа на собой. Но если есть друзья, общение, хоть какой-то интерес к изучаемым предметам, идущие на контакт и компромисс учителя – тогда будет увлеченность, и поход в школу не станет перманентным стрессом. Надо договариваться с ребенком, стараться превращать процесс обучения в некий эксперимент, заинтриговывать. А выносить мозг упреками «Ты можешь, но не хочешь учиться на отлично!» – это, простите, муть.

 

 

А чем плоха дисциплина?

– Да, исполнительный, послушный ребенок – это удобно. Но принцип «Ты должен!» утопичен. Он формирует «солдатика»: сказали – сделал.  Если во всем слушается маму, значит потом будет слушаться учителя, слушаться начальника. Отлично. Но! Никакой инициативы и творческого подхода – одни шаблоны при принятии решений и «чужой взгляд» на ситуацию: так приучили, так сказали – значит, так надо! Чужая норма, и ничего своего. Зато много подавленных эмоций, которые трансформируются во фрустрацию, разочарования, обиды и даже болезни.

 

– Но не давать же ребенку полную «вольницу» в плане учебы?

– Я бы сформулировал родительский посыл так: просто старайся все делать хорошо. Для себя, а не для кого-то. А если что-то не получается (ну, не идет у ребенка математика или физкультура) – не применять репрессии. Не надо отбивать у ребенка это желание «стараться делать хорошо». А потом никакого фанатизма и педантизма.

 


♦ Кстати, самый простой способ заинтересовать ребенка учебой — превратить занятия в веселую игру. Учеными доказано, что игровой подход в обучении стимулирует естественное желание узнавать новое, улучшает навыки самоконтроля, развивает усидчивость и терпение. Разнообразные развивающие пособия и книги для нынешних и будущих школьников есть в магазине “АЛФАВИТ“. 

♦ В наличии и на заказ учебники, рабочие тетради к учебникам, прописи, тренажеры, задания, контурные карты, словари, музыкальная литература в наличии и на заказ. Большой выбор канцелярии.

♦ Только сейчас – скидка 10%

“АЛФАВИТ“: рынок “Крупянщик” (Грибоедова, 15),  1 этаж

https://vk.com/alfavit_kovrov33

 

 

 

– А как родителям реагировать, если дневник ребенка пестрит записями о «безобразном поведении»? Да, допустим, чадо так «спускает пары» от внутреннего диссонанса между «хочу» и «надо». Но учителю от этого не легче…

– Спокойно и терпимо. Побеседовать с учителем, уточнить, что он имел в виду под грозной формулировкой. Дать ему обратную связь, чтобы человек почувствовал, что не «кричит в пустоту». А с ребенком? Тоже беседовать. Предельно конкретно. На примерах, на понятных ему аналогиях объяснять, почему этого делать не стоит.

 

 

– Как отличить временные трудности от настоящих проблем? Когда набираться терпения, а когда беспокоиться и обращаться за помощью? И кому надо идти на прием к специалисту? Ребенку? Ребенку в сопровождении родителя? Или сначала самому родителю, чтобы расставить по ранжиру прежде всего собственных тараканов в голове?

 

– Проблема – это когда у ребенка радикально меняется поведение, и это снижает качество жизни семьи в целом. Когда всем дискомфортно, а как изменить ситуацию – непонятно. Идти к специалисту надо вместе, потому что в 80 процентах случаев это «общесемейные психологические аспекты». И обсуждать их нужно коллегиально. Дать ребенку высказаться, выразить мнение «как взрослому». Это нормально. Более того – такие трудные моменты семью сближают и объединяют.

 

– И наконец, с каким «детско-школьными» проблемами вам как врачу приходится чаще всего сталкиваться. И как им можно помощь при помощи психотерапии?

– Появление у ребенка агрессии, реакций протеста, вредных привычек, склонности к лжи, страхов. Задача психотерапии – найти адаптивную модель поведения, чтобы преодолеть трудности. То есть определить те черты личности, опираясь на которые, можно вернуть гармонию во взаимодействие с окружающей действительностью.

 

 

P.S. БОРЩ желает всем, чтобы в новом учебном году в дневники детей можно было заглядывать, предварительно не крестясь. А если все-таки приходится – знайте, вы не одиноки! В доказательство – позитивный фотоколлаж, собранный сотрудниками редакции из дневников своих детей. 

 

ковров, городковров, новости коврова, учебный год, школы, журналборщ, борщмедиа, психотерапевт, замечание, юмор, помощь

ковров, городковров, новости коврова, учебный год, школы, журналборщ, борщмедиа, психотерапевт, замечание, юмор, помощьковров, городковров, новости коврова, учебный год, школы, журналборщ, борщмедиа, психотерапевт, замечание, юмор, помощь

 

ковров, городковров, новости коврова, учебный год, школы, журналборщ, борщмедиа, психотерапевт, замечание, юмор, помощь

 

ковров, городковров, новости коврова, учебный год, школы, журналборщ, борщмедиа, психотерапевт, замечание, юмор, помощь

 

ковров, городковров, новости коврова, учебный год, школы, журналборщ, борщмедиа, психотерапевт, замечание, юмор, помощь

 

ковров, городковров, новости коврова, учебный год, школы, журналборщ, борщмедиа, психотерапевт, замечание, юмор, помощь

 

ковров, городковров, новости коврова, учебный год, школы, журналборщ, борщмедиа, психотерапевт, замечание, юмор, помощь

БорЩидзе

Варю БОРЩ


Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


О нас

Сайт для тех, кто ценит своё свободное время и готов тратить его только на приятное и полезное чтение. Мы пишем о политике, бизнесе, культуре, спорте, истории и жизни Коврова, судьбах его жителей.

Копирование материалов сайта без разрешения редакции или ссылки на источник запрещено законом – статьей 146 УК РФ “Нарушение авторских и смежных прав”


Свяжитесь с нами

Звоните нам