04 сентября 2020

Вячеслав Скороходов: “Бросать родное очень тяжело”

В Коврове наконец благополучно завершилось политическое межсезонье, и город обрёл нового главу в лице Елены Фоминой. Осенью потенциальная смена власти ожидает Ковровский район – у действующего главы администрации Вячеслава Скороходова в ноябре заканчивается контракт. БОРЩ побеседовал с Вячеславом Валентиновичем о том, пойдёт ли он на новый виток “работы на селе” или всё-таки сменит Елену Владимировну на должности градоначальника, чтобы она смогла вернуться на привычную ей должность зама по ЖКХ – такие версии неоднократно всплывали в информационном пространстве. Попутно уточним, насколько сладко в финансовом плане живётся территории, которой иные городские чиновники регулярно пеняют: “им-то хорошо, их область дотирует от пуза”.

 

 

Вячеслав Скороходов родился в Самарской области, окончил Куйбышевский плановый институт. В наш город приехал по окончании вуза вслед за женой Ириной – уроженкой Коврова. Устроился на работу в налоговую инспекцию. В начале девяностых, дослужившись до должности главного инспектора, ушёл заведующим финотделом в администрацию Ковровского района. Там и остался, поднимаясь по карьерной лестнице: заместитель главы администрации, первый заместитель, глава администрации ♦

 

– Что было самым трудным, когда пять лет назад вы возглавили администрацию района?

– Катастрофическое финансовое положение: пять лет назад у муниципальных предприятий и учреждений были настолько огромные долги, что поставщики отказывали в поставках продуктов питания и ГСМ, отключали свет, а подрядчики подавали в суды из-за неоплаченных контрактов. Пришлось со многими кредиторами лично договариваться о рассрочке, а также пойти на непопулярный шаг – провести ревизию расходных обязательств бюджета.

Ещё одной большой проблемой тогда для меня стал тот факт, что район не попал в программу газификации 2015-2020 годов. Сейчас трудно объяснить, почему это случилось – я столкнулся с этим уже как со свершившимся фактом.

– Что самая главная проблема для вас сейчас?

– В-главных, уже упомянутая газификация – до сих пор больше половины района не газифицировано. Прорывным в этом направлении был 2008 год, когда были просто сумасшедшие вливания в рамках федеральной и областной программ, и мы «одним махом» газифицировали Достижение, Санниково, Клязьминский, Осипово.

 

 

В сравнении с тогдашним темпом нынешний процесс газификации идёт «по капле». Например, давно проведены коммуникации до сёл Павловское, Красный Маяк, Смолино, Красный Октябрь, Мордвины, а газ в трубы подать неоткуда. Сначала планировали построить для этого газораспределительную станцию в Павловском, потом «Газпром» решил, что и ковровская ГРС с этим объёмом справится. А в итоге при предыдущем губернаторе Светлане Орловой была достигнута договорённость, что к нам «подтянут» газопровод с Красного Богатыря Судогодского района. И вот только сейчас проект проходит госэкспертизу, после которой будет включён в план строительства. Просим нынешнее руководство области взять этот процесс под контроль, чтобы хотя бы к 2022 году работы были сделаны.

Кстати, сейчас «Газпром» верстает программу газификации на 2020-2026 годы. Мы заявили в неё практически все оставшиеся «ветки» Ковровского района, хотя и не обольщаемся насчёт того, что все они в итоге будут включены.

 

 

♦ Газификация Ковровского района – как долгожданное благо для жителей, так и дополнительный «головняк» для властей. Дело в том, что с подведением к селу голубого топлива резко возрастает потребление воды, с чем не справляются трубопроводы, проложенные полвека назад. Поэтому вслед за благодарностями в администрацию тут же начинают лететь жалобы на маленький напор и то, что котлы, которые наконец установили, чтобы мыться «по-человечески», не включаются ♦

 

 

Ещё проблема из проблем – несанкционированные свалки. Пойдите любой лесной тропке в районе – и наткнётесь на кучи строительного мусора. Совсем недавно по дороге на Осипово у нового кладбища вывалили целую гору! Прокуратура вышла в суд с требованием к Департаменту лесного хозяйства устранить нарушение. Хотя по сути всё должно бы делаться проще: есть компания «Биотехнологии», которая определена региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, она должна утилизировать эту свалку, а потом выяснять, кто её «автор» и взыскивать с него компенсацию.

Мы просим жителей фотографировать нарушителей, присылать в администрацию данные, и многие отзываются. Но этого мало, чтобы решить проблему радикально, потому что есть те, кто на мусоре делает бизнес и плевать хотели и на закон, и на людей. В качестве примера – деревня Погорелка, где некий бизнесмен устроил переработку строительного мусора: кирпич-камень колет и складирует на землях сельхозназначения, а дерево сжигает. Население жалуется, мы его штрафуем, а он как жёг, так и жжёт. Сейчас прокуратура вышла в суд с требованием о запрете незаконной предпринимательской деятельности, связанной с оборотом отходов. Будем смотреть, что дальше. На таких наглецов, видимо, нужен персональный окрик президента.

 

 

К этим «историческим» проблемам периодически добавляются новые, порой возникающие на ровном месте – как ситуация с реконструкцией дороги на печально известной дамбе в районе деревни Ручьи или с перспективой закрыть в Сенинских Двориках левый поворот с трассы М-7. Последнее для нас – катастрофа по многим причинам. Это и пробки, в которых неизбежно встанет грузовой транспорт, идущий через Мелехово – потому что и тот, что сейчас сразу уходит на Нижний, будет поворачивать направо. Это и увеличение времени в пути, которое будут проводить жители района, добираясь на работу в Ковров и обратно. Подорожает и общественный транспорт, потому что тариф зависит от километража. Мы пишем обращения во все инстанции. Но получаем отказ за отказом. Причём с интересными формулировками типа «Пока проект капремонта дороги есть только до деревни Сенино и от Алексеевки до Вязниковского района». То есть про Сенинские Дворики речи вроде бы не идёт. А по факту вероятнее всего получится так, что сейчас организуют разворотные петли в указанных населённых пунктах, а потом нас просто поставят перед фактом, что поворот на Ковров закрыт.

– Городские власти нередко «пеняют» районным на то, что область щедро дотирует ваш бюджет. Это действительно так?   

– Я приведу цифры. Общая сумма доходов консолидированного бюджета на год – 1 миллиард 12 миллионов рублей. Из них собственных доходов – 353 миллиона. 328 миллионов – субвенции областного бюджета на выполнение государственных полномочий – таких, как, например, зарплата учителям. То есть такие же субвенции (но в своём, конечно, объёме) получает и город. Так же, как и субсидии на решение каких-то программных задач, как, например, организация летнего отдыха детей. У нас таких субсидий 205 миллионов. И вот оставшиеся чуть более ста миллионов – это дотации чисто на выравнивание. И что, нас заваливают деньгами? Замечу, что эти средства идут в бюджеты сельских поселений, у которых практически нет никаких доходных источников: НДФЛ жителей остаётся в городе, а налог на имущество и землю – это слёзы.

 

 

♦ Около 4 миллионов рублей в год получает бюджет Ковровского района от сборов налога на имущества – кадастровая стоимость домовладений, как ветхих избушек, так и многоэтажных коттеджей, в разы меньше, чем в черте города ♦

 

 

Да, у нас объём софинансирования субсидий другой: город получает их из расчёта 20 процентов собственных средства, а мы – должны обеспечить 13 процентов. Но область смотрит на развитость инфраструктуры. В городе государство, как говорится, ещё в те времена построило дороги, провело газ, воду, канализацию. У нас этим нужно заниматься до сих пор и самим. Да нам до уровня благоустройства в городе ещё переть и переть…

 

♦ «Благо цивилизации», которое в Ковровском районе, находится «на уровне средневековья» – канализация. Очистные сооружения пребывают в плачевном состоянии и рассчитывать, что на них – как в городе – найдётся концессионер, не приходится. Есть и такие населённые пункты, где до сих пор используют поля фильтрации – участки земли, на которые распределяют сточные воды, чтобы они, проходя сквозь землю, очищались «естественным биологическим путём». Чтобы построить вместо них один современный комплекс очистки сточных вод, понадобится потратить от 50 до 70 млн рублей ♦

 

– Что вы думаете о перспективе объединения города и района, информация о которой периодически всплывает в информационном пространстве?  

– Думаю, что неоспоримое удобство от этого обрела бы только область – сняла бы с себя одну дотационную территорию. Зачем городу «взваливать» нас на себя? А с другой стороны – возьмите сельские поселения: сейчас у каждого пусть мизерные, но свои бюджеты, а в общем бюджете они «растворятся». Да и существенной экономии от слияния двух администраций ожидать не стоит. Сократить удастся в лучшем случае управленцев первого звена – будет один зам по жкх или один начальник культуры. Это в лучшем случае процентов пять от нынешней численности. Но если учесть, что зарплата мунслужащих в городе процентов на десять выше, чем в районе, это сокращение ни к чему не приведёт. Говорить об объединении можно, если сами люди этого попросят. До этого все разговоры не оправданы.

– Как район справился с пандемией и с ограничениями, ею наложенными?

– Мы как-то спокойно их восприняли, потому что с тем, что такое карантин и как всё это организовать, мы уже сталкивались, когда была африканская чума свиней. Что касается предприятий, то 90 процентов из них не останавливались, а больших торговых центров или крупных точек общепита у нас нет. Заметнее всего пандемия сказалась, пожалуй, только на Доброграде и санатории им. Абельмана. Что касается социальной сферы, то мы сэкономили на том, что не производили часть расходов – один Ледовый дворец в Мелехово чего стоит: за счёт того, что он не работал и не требовал обслуживания, мы смогли там сделать ремонт. Так что экономически район выстоял. Мы больше переживали за то, где оказывать помощь, если люди будут массово болеть. Но то, что люди были разобщены, дало результат: коронавирусом заразились менее одного процента жителей. Причём основной удар приняли на себя медицинские работники – среди них переболел каждый десятый.

 

imgl0228-1280x853-1

 

– Вас называли одним из самых вероятных и подходящих кандидатов на должность главы города. Почему вы не рассмотрели возможность участвовать в конкурсе?  

– Я знаю каждый населённый пункт, каждого главу сельского поселения, каждого директора школы или клуба, процентов семьдесят предпринимателей, работающих на территории района, каждого сотрудника администрации. Бросать родное очень тяжело. И уходить было бы неправильно по отношению к тем, кто в меня поверил – есть много задач, которые начал и не завершил. Да, мой контракт завершается в ноябре, но не секрет, что я будут подавать документы на второй срок. И рассчитываю на поддержку депутатов райсовета.

– Ковров пережил затяжное межсезонье во власти, а до этого город хорошо «тряхнуло» в связи с досрочной и скандальной отставкой Юрия Морозова. Какой добрый товарищеский совет можете дать только что избранной главе Коврова Елене Фоминой?

– Отвечу словами президента, которые касаются любого руководителя любого муниципального образования: «Местная власть, вы людей слушайте! Прежде чем решения принимать, спросите у народа, а ему это надо?»

 

 

Просмотров статьи: 730

Поделиться новостью