17 ноября 2020

В руках – жизнь. Как вязаные осьминожки помогают малышам, родившимся раньше срока

Международный день недоношенных детей отмечается 17 ноября, чтобы привлечь внимание к этой медицинской проблеме. В России каждый год преждевременно рождается более ста тысяч малышей. В Коврове есть люди, которые негромко, без помпы и громких речей помогают в борьбе за жизнь самым беззащитным и слабым. Ранним пташкам, которые так любят этот мир, что не утерпели прийти в него раньше, чем то заложено природой. 

 

Оксана Митрофанова

 

 

Оксана Митрофанова шутит, что ходить, говорить и управляться со спицами научилась почти одновременно. Год назад хобби стало для нее делом жизни. Оксана – координатор областного филиала российского представительства международного фонда «Клуб 28 петель». Он объединяет добровольцев, которые вяжут шерстяные вещи для недоношенных детей. В пухлой записной книжке Оксаны – телефоны заведующих областных роддомов, перинатального центра и детских отделений, а из всех шкафов в ее квартире сыплются детские носки и разноцветные вязаные осьминожки.

 

 

 

 

Оказывается, выходить можно ребенка весом всего в 500 граммов! Это, конечно, экстремальная ситуация, но современная медицина способна и на такие чудеса. И помогает в этом… пара шерстяных носков! Дело в том, что у крох, родившихся до срока, многие рефлексы несовершенны и работают с перебоями. Младенец хоть и находится в специальном кувезе, где созданы оптимальные для искусственного «донашивания» условия, может вдруг… забыть дышать или глотать еду. Ему все время хочется спать – ведь внутри мамы он и делал бы это еще пару месяцев. Так что сколько ни стараются опутывающие крохотное тельце трубочки нагнать в него кислорода или питательной смеси, если кроха забывает… жить – ничего не получится. Так вот шерстяные носочки не только согревают ножки, но и не дают малышу впасть в глубокий сон, покалывая ступни и заставляя ворочаться. А еще терапия щекоткой стимулирует кровообращение, а кровь, как известно, организм и греет, и питает, и развивает. Все гениальное – просто.

 

♦ Название клуба выбрано не случайно – именно 28 петель нужно набрать на спицы, чтобы начать вязать носочек на младенца весом менее килограмма ♦

 

Международный фонд «Клуб 28 петель» появился в Казахстане в 2012 году, когда фотожурналистка Карла Нур сделала репортаж о том, как врачи выхаживают детей в перинатальном центре Астаны. Там и попались в объектив эти «скороходы для торопыжек». Оказалось, что врачи на свои деньги покупали шерсть и просили сделать крохотные носочки знакомых пенсионерок. Карла организовала фонд, и теперь он обеспечивает перинатальные центры республики вязаными вещами бесплатно. Идея нашла единомышленников в 7 странах мира. В 2017 году отделение фонда «Клуб 28 петель» открылось и в России, объединив волонтеров с проворными пальцами и щедрыми сердцами в 70 городах, в том числе в Коврове и Владимире.

Я прочла статью о фонде в Фейсбуке. Нашла контакты куратора по России, и мне сходу предложили взять под опеку наш регион. Почему согласилась? Это было мечтой совместить увлечение и пользу. Помню, позвонила в ковровскую больницу, в отделение новорожденных, и заведующая сказала: «Конечно, нужно!» Когда вязала первый комплект, все не могла поверить, что не ошиблась в расчетах, стопа у носка получилась со спичечный коробок, а шапочка меньше ладони. Но разве может ребенок быть таким крохотным? Малыш, которому это надели, весил всего полтора килограмма, так что 5-сантиметровые носки на нем выглядели валенками, а шапочку пришлось подворачивать…

 

 

 

 

Участниц «Клуба 28 петель» принято называть феями. А как еще назвать тех, кто умеет творить чудо? В Коврове и Владимире – 20 фей и… один эльф! Его зовут Александр Смоляков, он живет в доме престарелых. И тоже вяжет вещички для ранних пташек. Это для клуба – редкость. Второй на всю страну эльф есть только в Симферополе. За год ковровские и владимирские волонтеры изготовили больше тысячи носочков, пледов, игрушек, жилеток и шапочек. Большинство вещей разъехались по роддомам области. Были и такие, которые отправились посылкой в другие города – например, в Читу, где потребности роддомов и возможности местного клуба пока не уравновешивают друг друга. А пару месяцев назад уже в Ковров пришла посылка из Питера. Тамошние вязальщицы отозвались на призыв в соцсети и насобирали пряжи на несколько килограммов! Когда сотрудница отделения почты вручала Оксане мешок едва ли не с нее ростом, изумлению стоявших в очереди не было предела. Приходили посылки с нитками из Подольска, Кирова и других городов. Словом, заработал самый замечательный круговорот в мире – круговорот добра и созидания.

Да, есть скептики, которые спрашивают: почему бы мамам самим не вязать для своих детей? Елки-палки, так говорить могут только те, кто вообще не представляет, какой стресс испытываешь, понимая, что жизнь ребенка висит на волоске. Это же шок, когда ни пить, ни есть не можешь, не то, что вязать. Да и роды бывают разные. У нас недавно была ситуация, когда в реанимации оказались и малыш, и мама. А дома еще двое детей… Недоношенный ребенок это испытание для родителей, когда нужна не только помощь в выхаживании, но и ощущение, что ты не один, и есть люди, которым не все равно. Те, кто вяжет вещи своими руками, думает о детях и мамах, и эта моральная поддержка ощутима, поверьте. Несколько фей пришли к нам в клуб, вспомнив, что когда-то их ребенок тоже лежал в кювезе под пледиком или в носочках, и что это тоже кто-то связал. Добро обязательно возвращается.

 

 

 

 

Шапочки, носочки, пледы… и осьминожки! Связанные крючком оранжевые и красные игрушки – еще одно доброе дело «Клуба 28 петель». Поразительное в простоте чудо. Младенцы, лежащие в кувезах, принимают щупальца-спиральки за мамину пуповину, крепко сжимают в ручках, становятся спокойнее и перестают выдергивать зонды, помогающие им дышать и питаться. Да и яркие цвета, привлекающие внимание, помогают крохе не впасть в опасное для жизни сонное беспамятство.

Нас спрашивают, а почему вы вяжете постоянно? Неужели так много надо? Надо. Во-первых, потому что торопыжек рождается много. А во-вторых, вещи же в больницах не руками стирают, а после машинной обработки они свои «волшебные» свойства быстро теряют. Так что навязать «досыта» не получится.

А значит единомышленникам в ковровском «Клубе 28 петель» будут всегда рады. Те, кто со спицами не дружен, могут поделиться на своей странице в соцсети сообщением о том, что такие добровольцы в нашем городе есть. Или купить и положить клубочек ниток в «корзинку добра» – они есть в трех ковровских магазинах пряжи. Даже один моток – уже подспорье: из него можно связать плед или жилет с шапочкой и носками.

 

 

 

 

А те, кто умеет вязать, могут попробовать себя в роли феи. Никаких «производственных планов» никто ставить не будет. Потребуется только умение… ограничивать фантазию. То есть вязать строго по схеме, потому что «клиенты» крошечные, и одежка им нужна соответствующая. И, разумеется, не используя ничего «мягонького и миленького», а только выданные координатором стопроцентный хлопок или натуральную «кусачую» шерсть. Потому что синтетические нитки могут воспламениться под ультрафиолетовым «солнышком» кювеза, а ворсинки от «мохнатых» – попасть в дыхательные пути его маленького обитателя.

Впрочем, для тех, кто без креатива жизнь не мыслит, тоже найдется применение. Ковровский «Клуб 28 петель» вяжет вещи и для детей-отказников, живущих в больницах и детдомах, и пациентов домов престарелых, и для тех, кто живет, где придется… Если видите на улицах города бездомного в варежках – знайте, что это тоже в прямом смысле – дело рук ковровских фей. Присоединиться к которым может каждый.

 

 

 

 

Просмотров статьи: 1 040

Поделиться новостью