18 декабря 2020

КГТА: Новые возможности в сложных условиях

Уходящий 2020-й отразился на работе всех структур и организаций. На «новые рельсы» в первую очередь пришлось перестраиваться системе образования. «Новые возможности для каждого» – так называется федеральный проект, реализуемый во многих вузах России. Ковровская Государственная Технологическая академия в рамках названного проекта реализует свой: «Непрерывное образование как фактор профессионального роста личности». О выполнении новых задач, о работе вуза в целом, а также общественной деятельности и немного о личном – в большом интервью «БОРЩа» с Еленой Евгеньевной Лаврищевой, ректором КГТА, депутатом Законодательного собрания Владимирской области седьмого созыва.

Елена Лаврищева

 

– Елена Евгеньевна, проект позволяет полностью сменить профессию или предполагается усовершенствование имеющихся навыков?

– Программы повышения квалификации направлены на совершенствование и получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, и повышение профессионального уровня в рамках своей профессиональной/ трудовой деятельности. Другими словами – у слушателей курсов есть возможность расширить сферу своих знаний и навыков в уже имеющейся профессии. Программы курсов рассчитаны на разные уровни подготовки слушателей.

Какое базовое образование нужно иметь, чтобы стать участником проекта? Есть ли ограничения по возрасту, нужны ли специальные навыки?

– Слушателем курса может стать любой дипломированный специалист – выпускник вуза или колледжа/техникума. Требований к возрасту и наличию каких-то специальных навыков нет. Главное – желание.

–  Что включает в себя проект?

 – Реализацию 23-х образовательных программ, которые позволяют повысить уровень профессиональных компетенций, в том числе – в сфере информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Часть программ направлена на повышение производительности труда на предприятиях в области энергосбережения, технологии машиностроения, гидроавтоматики. Тематика программ проекта соответствует перечню приоритетных направлений развития экономики с учетом региональных и отраслевых потребностей.

 

 

– Кто уже стал участником образовательных программ?

Cотрудники крупных промышленных предприятий (ОАО «ЗиД», АО ВПО «Точмаш», АО «ВНИИ «Сигнал», АО «КЭМЗ», ПАО «КМЗ», ГАУК «МОСГОРТУР» (г. Москва), АО «ВНИИРА» (г. С.-Петербург), АО ГМЗ «Агат» (г. Ярославль) и др.), представители малого и среднего бизнеса, муниципальные служащие города Коврова и Владимирской области (городская и районная администрация, управление образования администрации города Коврова и района, управление культуры и молодежной политики и др.). Наша программа «Разработка учебного курса с применением информационных технологий дистанционного обучения» заинтересовала коллег из других вузов. В числе слушателей – представители профессорско-преподавательского состава таких вузов, как Московский государственный лингвистический университет (г. Москва), Омский аграрный университет имени П.А. Столыпина (г. Омск), РУДН (г. Москва), Российский госуниверситет имени А.Н. Косыгина (г. Москва), Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (г. Москва), Ставропольский институт кооперации (г. Ставрополь), Тольяттинский госуниверситет (г. Тольятти), Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова (г. Магнитогорск), Хакасский госуниверситет имени Н.Ф. Катанова  (г. Абакан) и др.

– Где ещё востребованы полученные слушателями знания?

Курсы по информационным технологиям, например, полезны как для инженеров-конструкторов, так и для лиц, отвечающих за безопасность на предприятии. Энергетики, которые есть на всех предприятиях и производствах, тоже смогут повысить свой профессиональный уровень. В рамках проекта у организаций есть возможность обучить навыкам работы с компьютером людей более старшего возраста. Управление проектами – курс, который полезен для муниципальных служащих и представителей бизнеса. Часть программ актуальна и для личностного роста сотрудников любой сферы: в них изучаются психологические особенности личности, рассказывается об основах тайм-менеджмента, эффективности лидера и т.д.

Как проходит образовательный процесс?

– Программы курсов нацелены на непрерывное образование. Что позволяет повысить производительность труда без отрыва от производства. Курс включает встречи в онлайн-формате, видеолекции, практические занятия, задания для самостоятельного выполнения. Объем учебной нагрузки каждого курса – 72 часа. Это с учетом теоретических, практических занятий и времени на самостоятельные задания. Для большей части занятий достаточно иметь компьютер, планшет или смартфон.

 

 

Кто разрабатывал программы курсов?

– Наши преподаватели – кандидаты и доктора наук. Профессора и доценты кафедры гидравлики, технологии машиностроения, прикладной математики и САПР, электротехники делятся на курсах своими базовыми знаниями и уникальным опытом решения производственных задач – многие из них имеют тесную связь с предприятиями Коврова и выстраивали свои образовательные программы, опираясь на знания, применяемые на практике. Есть также программы, которые направлены на решение управленческих и экономических задач и оптимизацию производства. Здесь спикерами выступали преподаватели кафедры менеджмента и экономики и гуманитарных наук. В своих программах они рассказывают о «бережливом производстве», управлении временем, психологии работников, эффективном бизнесе и др.

– Кто преподаёт дисциплины?

В числе руководителей программ кандидаты наук: Ю.Н. Можегова, зав. кафедрой технологии машиностроения; В.В. Котов, зав. кафедрой прикладной математики и САПР; И.Н. Марихов, доцент кафедры прикладной математики и САПР; О.В. Косорукова, зав. кафедрой гидропневмоавтоматики и гидропривода; Е.А. Чащин, зав. кафедрой электротехники; О.В. Чернова, доцент кафедры менеджмента; А.В. Маслова, доцент кафедры менеджмента; А.В. Беспалова, доцент кафедры менеджмента; М.С. Люблинский, зав. кафедрой экономики и гуманитарных наук; С.А. Солохин, зав. кафедрой лазерной физики и технологии; П.Е. Хрусталёв, доцент кафедры приборостроения, начальник учебно-методического управления. 

 

 

Сколько сейчас у КГТА слушателей по программам проекта?  

– Более трёх тысяч человек. Целевой показатель проекта по количеству слушателей мы выполняем в полном объеме.

Как проходит итоговая аттестация?

– По завершению основной программы курса проводится онлайн-тестирование.  При успешном прохождении итоговой аттестации и освоении всей программы слушатель получает удостоверение государственного образца.

Образовательный процесс онлайн – это уже не просто мечта, а современные реалии. Удалось ли расширить географию охвата слушателей курсов благодаря этому?

– Да, разумеется. В числе слушателей в этом году жители таких регионов, как Республика Саха, Республика Адыгея, Республика Коми, Республика Удмуртия, Республика Татарстан, Республика Карелия, Алтайский край, Псковская область, Московская область, Мурманская область, Ростовская область, Ставропольский край, Санкт-Петербург и т.д.

 

 

Студенты академии ведь тоже сейчас учатся с помощью дистанционных технологий? Как будет проходить зимняя сессия?

– Да, с 30 ноября текущего года и по 28 января 2021-го образовательный процесс в КГТА проходит дистанционно. То есть это исключительно электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Зимняя экзаменационная сессия также пройдет с использованием электронных информационно-образовательных технологий. Вуз готов к такой работе: за последнее время КГТА значительно пополнила материально-техническую базу. Преподаватели прошли курсы повышения квалификации.

Есть ли сейчас в КГТА зарубежные студенты?

– В академии учатся студенты из Узбекистана, Украины и Туркменистана. Доля иностранцев – около 5 процентов (80 человек) от общего числа обучающихся.

 

 

– На бюджетные места студенты из других областей России претендуют?

– К нам приезжают учиться ребята из Ивановской, Московской, Псковской, Нижегородской, Свердловской, Тверской, Смоленской, Иркутской, Брянской и Костромской областей, а также с Республик Мордовия и Удмуртия, Красноярского и Пермского края и др. Многие из них поступили на бюджетные места.

– Что их привлекает?

– Достаточное количество инженерных направлений подготовки и возможность прохождения практико-ориентированного обучения, поскольку вуз находится в крупном промышленном центре. Особый интерес представляет специальность «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие» – КГТА один из немногих вузов России, который ведет подготовку квалифицированных оружейников. Кроме того, в вузе есть действующий военный учебный центр.

–  Елена Евгеньевна, вы с 2017 года руководите вузом. Что, на ваш взгляд, самое сложное в работе ректора?

– Ректор – это, прежде всего, руководитель. А для любого руководителя, я уверена, самое важное и самое сложное – сформировать команду. Где каждый отвечает за свое направление, выполняет делегированные полномочия. Это должны быть профессионалы. Самое сложное – создать такую команду.

Вы – доктор наук. Расскажите о сфере своих научных интересов. Чему была посвящена ваша диссертация?

– Направления моих научных интересов достаточно актуальны сегодня, сформировались они во время работы над докторской диссертацией в начале 2000 годов. Сегодняшний этап развития нашего общества – информационная экономика, и само общество называют информационным. Одним из основных ресурсов является «информационный» – вот его роли в деятельности предприятия и посвящена моя работа. А если точно, тема моей диссертации: «Информационный ресурс как стратегический и его роль в формировании внутренней инновационной среды предприятия».

 

 

В Законодательном собрании области вы возглавляете комитет по вопросам образования, науки, культуры, туризма, спорта, делам семьи, молодёжи и СМИ, входите в состав комитета по налоговой и бюджетной политике. Что важного, нужного обсуждали в этом году?

– Были внесены изменения в Закон Владимирской области «О государственной поддержке молодых ученых во Владимирской области». Это изменение было обусловлено необходимостью приведения в соответствие понятие «молодой ученый» к тому, которым руководствуется все вузовское и научное сообщество. Расширены возрастные границы для кандидатов наук – до 35 лет, для имеющих ученую степень доктора наук – до 40 лет и для лиц без ученой степени до 30 лет. Это позволит большему количеству ученых участвовать в конкурсе на получение грантов и создать более конкурентную среду, что, безусловно, положительно скажется на качестве предлагаемых проектов. Принят закон, цель которого – популяризация наших традиций, культуры области: установлен День народных художественных промыслов и ремесленной деятельности – вторая суббота сентября. Год был трудным для всех. Задача депутатов ЗС – разработка изменений в действующее законодательство, цель – поддержка населения, предпринимательского сообщества, экономики региона и ее муниципальных образований.

– Какие меры предприняты для поддержки предпринимателей?

– С 1 января 2021 года, в условиях отмены ЕНДВ, для поддержки субъектов малого предпринимательства, будет актуально следующее: изменения в Закон «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков-предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению», в  Закон «О патентной системе налогообложения во Владимирской области» (расширен перечень видов деятельности, подпадающих под эту систему налогооблажения), Закон «Об установлении на налоговый период 2021 года налоговых ставок по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для организаций и индивидуальных предпринимателей». Кроме того, был принят Закон о введении в действие на территории Владимирской области специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Это возможность легально вести бизнес и получать доход от подработок без рисков получить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность.

 

 

Ещё вопрос как к депутату. Такие учреждения как детские сады, школы, спортцентры строятся по нацпроектам, на федеральные деньги. В Коврове школы обещали и на Маршала Устинова, и в Славном, и в северной части города. Будет ли всё-таки новая школа в Коврове и когда?

Декабрь – время обсуждения и принятия областного бюджета на период 2021-2023 гг.  Что касается  школы: на 2021 год предусмотрены средства в размере более 111 млн. руб. на начало  строительства школы в районе улицы Строителей на 1100 мест, в 2022 году – 709 млн.руб. на его завершение.В 2021 году в Коврове начнется строительство физкультурно-спортивного комплекса с газовой котельной (выделено 7,8 млн. руб.), должно завершиться в 2022 году.

Работа у вас напряжённая. Как отдыхаете, есть ли увлечение?

Люблю скандинавскую ходьбу. В выходные легко набираю 10-12 тысяч шагов. Посещаю бассейн, зарядка утром – это обязательно. Спорт очень помогает мне и снять напряжение, и поддерживать физическую форму. Люблю читать. А зимой занялась вязанием: хорошо успокаивает, и процесс творческий, интересный…

–  Новый год на носу. Поделитесь рецептом блюда, пожалуйста.

– Новый год – это еще и Рождественский пост. Мы в семье стараемся придерживаться некоторых ограничений в пище. Нравится царский салат с белыми грибами, их заготавливаем сами. Сушеные белые грибы отварить, порезать соломкой и обжарить с натёртой морковью и луком, нарезанным кольцами, вареные яйца нарезать также соломкой. Все смешиваем, солим и заправляем майонезом или сметаной. Пропорции на глазок, в зависимости от количества грибов. Салат хорош и в теплом, и холодном виде и действительно – царский!

 

Просмотров статьи: 100

Поделиться новостью