24 февраля 2021

Человек из Кемерова. Почему молодой педагог приехал работать в Ковров и чему научила жизнь в детдоме

Мы привыкли, что от нас уезжают. В поиске лучшей жизни и обильных заработков. Собеседник БОРЩа родился в трёх тысячах километрах от Коврова, но для жизни и работы выбрал именно наш город. Анатолий Паршиков, педагог дополнительного образования клуба «Ровесник», любитель хорошей музыки, отличный вожатый и даже немного артист. Как не пропасть поодиночке и найти себя? Читайте.

 

Городской оздоровительный лагерь детского клуба «Ровесник», 2019 год

 

Был дворником, стал вожатым

 

– Анатолий, вы работаете педагогом-организатором детского клуба по месту жительства «Ровесник», ведёте детские объединения. Расскажите о них.

– Мои объединения – это декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство и школа подготовки вожатых-старшеклассников. В первых двух занимаются ребята от 6 до 14 лет. Мы рисуем портреты, пейзажи, натюрморты. Хочется удивлять зрителей, ищем интересные техники. Не так давно делали световые короба: зритель видит объёмные картины, светящиеся в темноте. Это бумагопластика.

 

Работа Татьяны Сёминой, 14 лет, занимается под руководством А. Паршикова

 

В школе подготовки вожатых-старшеклассники. Ребята чаще всего из близлежащих домов, но есть и те, кто приезжает даже из Заречной Слободки. Есть идея у нас: сделать так, чтобы наши вожатые работали в каникулы во дворах. С детьми, которые не смогли уехать на отдых. Подвижные игры, мастер-классы. В общем, думаем. Большой популярностью пользуется объединение декоративно-прикладного искусства: набрали две группы.

– Почему вы выбрали для себя работу с детьми?

– Всё из детства. Я воспитывался в детском доме, привык слушаться. Мне говорили: «Толя, ищи себя». Искал, нашёл. Было так. Я поступил учиться в политехнический техникум на специальность «исполнитель художественно-оформительских работ». Стипендия была маловата, через молодёжную биржу труда устроился на работу в социальный центр молодёжи. Оттуда и попал в детский оздоровительный лагерь – дворником.

 

Мария Храповицкая, 12 лет, фрагмент работы «Алиса в стране чудес». Выполнена под руководством А. Паршикова в технике бумагопластики. Отмечена дипломом 1 степени Golden Time Talent (международный конкурс талантов).

 

Целую смену смотрел, как вожатые с детьми работают. Как они фактически вторыми родителями им становятся. Днём был дворником, вечером ходил к методистам – они рассказывали мне о возрастных особенностях, игротехнике, организации мероприятий. Во вторую смену я уже работал вожатым. Мне хочется дать детям то, чего у меня не было в достатке. Я про тёплое отношение. Наши ребята приходят сюда как к себе домой.

– Задам родительский вопрос: дети редко ведут себя так, как бы хотелось. А тут и вовсе детский клуб, место неформальное…  Как вы с ними справляетесь?

– Общаюсь с ними как хороший друг, наставник, учитель, но не как сверстник, нет. Наши подростки – да, иногда выходят за рамки. Им надо дать выбор, пусть делают его сами. Принуждать смысла нет. Но среди наших детей нет плохих и злых. Это важно.

 

Автор работы – Софья Иванова, 12 лет. Ученица А. Паршикова.

 

Есть у меня ребята из категории «подучётных», занимаются в школе подготовки вожатых. Представьте себе: одного из них именно работа с детьми сделала совершенно другим. На днях будем проводить мероприятие с ребятами из начальной школы. Его придумали наши вожатые. Суть такая – поменяли местами праздники 23 февраля и 8 марта.

 

Всё, кроме рэпа

 

– Анатолий, вам, наверное, не раз говорили, что вы хорошо поёте. Расскажите о музыкальных предпочтениях. И кто вас учит петь?

– Я занимался музыкой и в детском доме, и в училище. В Коврове мой учитель – Елена Павловна Данилова, ДК «Современник». Я меломан, люблю все направления – за исключением рэпа только.

 

Февраль 2020 года, XII межрегиональный конкурс эстрадной песни «Надежда». А. Паршиков стал обладателем гран-при.

 

Впервые в Коврове выступил в 2018 году на мероприятии «Краса Коврова», с песней Киркорова. После него меня пригласили на прослушивание, стал заниматься с преподавателем. Пою эстрадные композиции и то, что можно назвать классикой эстрады – сейчас с Еленой Павловной мы замахнулись на песни Р. Паулса. А в последнее время меня тянет на фольклор. Я бы и к народникам пошёл. Отдыхаю, когда пою.

– Вы третий год живёте в Коврове. Друзья хорошие есть?

– Да. Ольга Николаевна Слуцкая (директор ДЮЦ «Гелиос», в состав которого входит клуб «Ровесник» – ред.), мой наставник, человек, способный дать мне стимул для нужных действий. Мой учитель по вокалу Елена Павловна Данилова. И, конечно, Инна Евгеньевна Гаврилова (депутат ЗС от Ковроваред.) – она помогла мне решить вопрос с предоставлением жилья, положенного по закону. Да с ней вообще о чём угодно можно говорить. Они не просто друзья. Это мамы мои.

 

Новосибирская область, 2016 год, город Бердск, детский лагерь «Тимуровец»

 

– Вам 30 лет, почему после выпуска из детдома правом на жильё от государства не воспользовались?

– Наивный был, очень многого не знал, а может и знать не хотел. После армии на родине не удавалось решить проблему. В Коврове этого права добился через суд. Сейчас живу в съёмной квартире, вскоре вопрос должен решиться.

– У ковровчан есть, по-вашему, отличительная особенность?

–  Да. Они очень патриотично настроены. Это в воздухе витает. С расхожим мнением, что ковровчане – люди злые, не соглашусь. Не встречал пока таких.

 

Город красного и белого

 

– Честно говоря, только приехав во Владимирскую область я почувствовал, что жизнь моя изменилась. Возможно, повзрослел просто. Ковров сильно отличается от родного Ленинск-Кузнецкого (город в Кемеровской области, население – около 100 тыс. человек, включён в список моногородов Российской Федерации с риском ухудшения социально-экономического положенияред. ). Хотя бы тем, что тут много учреждений культуры и досуга, памятных и исторических мест. Ещё отличительная особенность Коврова – масштаб празднования дня города. Праздник с утра до вечера! А на родине это часа два-три – и по домам.

 

2010 год, город Чита. Перед парадом 9 мая.

 

В Ленинск-Кузнецком, который, кстати, в 2020 году получил звание «Город трудовой доблести и воинской славы», основная достопримечательность на первый взгляд – винные магазины и пивные точки. Учреждений культуры и досуга, исторических мест мало. Устроить ребёнка в кружок, да ещё и бесплатно, там не всегда удаётся. Здесь всё – в шаговой доступности! Это очень удивило меня.

– Вы приехали к нам из Кузбасса – край считается далеко не бедным…

– Если речь об угольной промышленности – да, там хорошие зарплаты. Но не сейчас. Друзья с родины говорят, что заработки у шахтёров упали. Уголь-то есть, а покупателей нет. А что касается других сфер – всё то же самое.

– Как вы попали в Ковров?

– Спонтанно. Я служил в армии – в Чите, учился на повара, ещё полгода был в мото-стрелковых войсках в городе Кяхта (Бурятия), вернулся в родной Ленинск-Кузнецкий, продолжил учёбу в училище. Моя знакомая из Кемерово проходила практику в Нижнем Новгороде, я к ней перебрался после учёбы. На тот момент в родном городе меня уже ничего не держало. В Нижнем я жил год, работал в центре патриотического воспитания, участвовал в слётах вожатых, там и познакомился с ковровчанами. И вот я здесь. С 2018 года работаю в «Ровеснике». Устроился через отдел культуры городской мэрии. Меня взяли с условием, что буду учиться и дальше. Сейчас я студент Владимирского колледжа культуры и искусства, по специальности «Социально-культурная деятельность». Это именно массовые мероприятия и театрализованные представления, фольклор.

– Педагог много не заработает, а у молодых людей вашего возраста обычно довольно серьёзные запросы. Если откровенно: денег хватает?

– На еду, одежду и жильё – вполне. А то, что остаётся, я трачу на свою работу. Краски, кисти, расходные материалы. Меня обычно ругают за это. А мне хочется, чтобы дети, которые занимаются в художественных объединениях, показали своё творчество не только на уровне Коврова. Как-то не очень думаю о деньгах, честно говоря.

 

Искал родственников через полицию

 

– Не могу не спросить: как вы попали в детский дом?

– Оказался без матери, когда мне было пять. Нас воспитывала бабушка, у которой была младшая дочь. Жили трудно, в итоге меня пристроили в госучреждение. Есть сводная сестра, её забрал родной отец. БОльшую часть жизни я не знал, где она.

 

Кемеровская область, город Ленинск-Кузнецкий, детский дом №1. 2001 год. Толя Паршиков – крайний справа. В центре – директор учреждения Надежда Ивановна Дементьева.

 

– У вас есть обида на родных людей?

– Нет, совсем нет. Возможно, они не дали бы мне того, что я получил в детдоме. Я для себя понял, что всё удачно сложилось. Но в детстве, конечно, обижался.

– Обычно выпускников детских домов жалеют хотя бы потому, что там не очень-то хорошо им было…

– Я не хочу, чтобы меня жалели и уж тем более сочувствовали. На самом деле, в детдоме всё было нормально. Нас воспитывали в православных традициях, достаточно строго. Мы ходили в общеобразовательную школу, кормили нас по шесть раз в день, одевали – новые вещи каждый сезон. Время для уроков, летний отдых в лагере, кружки по интересам – всё это было, да. Жили в комнатах по 10 человек.

 

♦ Директор ДЮЦ «Гелиос» Ольга Слуцкая – об Анатолии Паршикове: «Творческий и талантливый, но непростой. У него масса идей. Умеет работать с большим количеством людей. Находка для нас, в общем» ♦

 

Был случай: меня хотели взять в семью. Я не согласился. Пока жива была бабушка, ходил к ней по выходным и на каникулы. Не видел смысла что-то менять. Ребят усыновляли, да. Были и те, кто уехал за рубеж. Всё, что есть у меня сейчас, мне дали мои учителя детдомовские. Они, кстати, постарались, чтобы я городскую художественную школу посещал. К нам вообще хорошо относились. Всю жизнь буду помнить Татьяну Анатольевну Смирнову – она очень многому меня научила, часто беседовала со мной. Но не жалела, нет – наставляла, скорее.

– К самостоятельной жизни готовили?

– Да. Мы сами убирались и стирали. Готовить нас учили.

– Наказывали?

– Конечно. За проступки, плохие оценки. Без рукоприкладства. Например: мыть коридор неделю.

– А ваши однокашники – как устроились они?

– Мой выпуск был самый большой – 43 человека. О том, что всё сложилось удачно, можно сказать о немногих.

– Наверняка есть кровные родственники. Общаетесь?

– Сестру нашёл два года назад. Я помнил, что её отец работал в МВД. Это и помогло. Попросил полицейских – они тогда работали на избирательном участке в «Ровеснике» – сделать запрос на поиск человека. Нашли. Сейчас с Дианой общаюсь, она младше меня, замужем, с детьми, в Кемерово живёт. Очень похожа на маму. Не часто беседуем, но знаем, что мы есть друг у друга.

 

 

 

 

 

 

Поделиться новостью