28 июля 2021

Фотография как наследие. Елена Голубцова о том, почему семейный портрет – это крутой месседж

Елена Голубцова в Коврове хорошо известна как детский и семейный фотограф, автор трогательных фотосессий «В ожидании чуда» и стильных работ для модных каталогов. В прошлом году БОРЩ открыл для себя еще одну грань ее таланта. Проект «Времена года» продемонстрировал нам не просто великолепного портретиста, а поистине фотоживописца, которому по силам вдохнуть в современный снимок изящество Ренессанса. Мы побеседовали с Еленой, чтобы узнать, в чем преимущества фотографа-женщины в коммерческой съемке и почему творчество должно и может приносить не только радость, но и доход.   

 

– Как давно и как именно вы пришли в фотографирование?  

– Фотоаппарат появился в доме в 2012 году, снимала для семьи от разу к разу. В 2015-м задумалась над фотографированием всерьез, так как по состоянию здоровья пришлось оставить дизайн и производство трикотажа, которыми занималась много лет, а я – человек творческий, мне необходимо самореализоваться. Пошла учиться к ковровским фотографам Олегу Головину, Олегу Железнову и Дмитрию Феофанову, посещала мастерские московских мэтров – например, Сергея Спирина, специализирующегося на кинематографической фотографии, Юлии Власовой, которая сильна в портретах и работе со светом. 

 

Как автор начала сразу с творческих проектов – так новичку проще заявить о себе. Свой взгляд на вещи я могу показать только на таких съемках, когда не ориентируюсь на общественное мнение, а выгружаю то, что хочу сказать миру именно я. И чтобы на коммерческие съемки сразу приходили люди, которым я близка по духу, цветовосприятию и мироощущению. 

 

 

– Так и произошло? 

– Да. Мои проекты сразу привлекли внимание, и пошли запросы именно на такие фото. («Черно-белый детский портрет», «Мама и малыш», «Стильные съемки беременности»).  

– Один из них – детский фотопроект «Все по календарю». Расскажите о нем.  

– Делала его весь год. Начала с моделей – для меня в кадре главное это, а не окружающая природа или архитектура. Посещала репетиции в танцевальных коллективах, отбирала интересные типажи, связывалась с родителями, думала над костюмами, фоном, искала визажистов и стилистов по волосам. Это очень кропотливая работа, огромный мыслительный процесс, но чем больше времени автор вкладывает в проект на этапе подготовки, тем более крутым будет результат. Есть фотографы, которые обещают за 15 минут выдать хороший результат. Для меня это неприемлемо: нельзя просто встать под первый попавшийся кустик, с любым светом, погодой и настроением и получить шедевр. Подготовка к съемке предопределяет ее успех на выходе конечного продукта. 

 

 

– Если рассуждать о потрете в целом, то, по-вашему, есть разница между женским и мужским фотовзглядом на модель?  

– Да, и по картинке это можно увидеть. Мужчины больше разбираются в технических параметрах фотокамеры, более склонны к репортажной съемке, лайфстайлу. Женщины видят больше оттенков цвета, они более терпеливы и гибки в общении с клиентом, что ценится, например, в семейной фотосессии. Я сама имела опыт съемки и у мужчин, и у женщин – мне комфортнее у женщины-фотографа, но, может, это особенности именно моего темперамента.  

– А в чем для вас как для модели преимущество фотографа-женщины? 

– Заметила, что для мужчин-фотографов одежда и макияж не самые важные элементы фотосессии: для них и так женское лицо прекрасно, а тело чудесно. Но мы, женщины, к этому относимся иначе: нам хочется стильно одеться, красиво накраситься, мы хотим сами себе нравиться. Поэтому женщине-фотографу в этом плане легче понять женщину-модель.  

– Лица принято делить на четыре цветотипа: зима, весна, лето, осень. Как нужно использовать цветотип, чтобы фотопортрет получился удачным – усиливать обрамлением природные данные или играть на контрасте?  

– Да, мы все привыкли видеть рыжеволосых моделей на холодном фоне, якобы это притягивает взгляд. Но это ожидаемо. Мне нравится действовать от обратного, очень люблю монохром – рыжее на рыжем. Это сложно, зато интересно. Хотя, конечно, универсальных советов в таких вопросах не существует. 

 

 

– Вы хорошо известны как детский и семейный фотограф. Почему эти жанры вам особенно близки?  

– Во-первых, потому что они самые искренние. А во-вторых, мы живем в век катастрофической нехватки общения – много работаем, мало времени проводим с детьми, и семейная фотосессия дарит время единения с родными. Я счастлива обеспечивать эту радость. В нашей семье общих фотографий той поры, когда дети были маленькими, почти нет – не было возможности ходить на фотосессии. И я сама знаю, как жаль, что память о самых драгоценных моментах не запечатлена. Нужно обязательно фотографироваться семьей – и обязательно печатать снимки! Электронный носитель может подвести в любой момент, а бумажные снимки, сделанные в хорошей фотолаборатории, будут радовать вас и ваших потомков минимум полтора века. Раз в году семейная фотосессия должна быть! И чем больше поколений объединяет фотография, тем лучше. Фотография как наследие – это очень крутой месседж. Желаю, чтобы в каждой семье было такое фото. 

 

 

– Вам приходилось отказывать людям, просившим фотографировать? Если да, то по какой причине?  

– Отказываю тем, кто просит меня фотографировать в жанрах, в которых я не работаю. И не беру съемку без предварительной встречи, особенно если речь о детях – им необходимо привыкнуть к «тете», к помещению, освоиться, поиграть. Да и для взрослых моделей такая встреча обязательна, чтобы на фотосьемке не тратить время на выяснение, какой конечный результат мы хотим получить. Повторюсь, я много трачу времени на подготовительную работу – если, например, фотосессия будет на природе, то заранее выезжаю на место в то время, когда будет съемка, и смотрю, где будет свет, чтобы буквально по минутам рассчитать тайминг.   

– Как сказалась пандемия на отрасли? Стали ли люди меньше фотографироваться? 

– Я не ощутила, что съемок стало меньше – у меня их традиционно немного. Сложность в том, что нельзя передвигаться на большие расстояния, и проекты стали более локальны: не в Италию полетели снимать лукбук (каталог образов, созданных из одежды и аксессуаров одного или нескольких брендов. – Прим. ред.), а сделали его во владимирских широтах. Аутентичность стала актуальной.  

– Вы пропагандируете подлинность и в семейной фотографии, не так ли?  

– Да, я люблю домашние съемки. Два года назад сама заказывала такую у Олега Железнова – завтрак с семьей именно на нашей кухне, получились прекрасные и очень дорогие мне кадры. Но в Коврове этот тренд трудно приживается: люди считают, что в их квартире недостаточно хорошо. Напрасно: когда интерьер не чужд – люди и особенно дети раскованы, и снимки получаются шикарные.  

 

 

 

(текст: Рина Сметанюк, фото: личный архив героини публикации

 

 

 

 

 

Поделиться новостью