19 августа 2021

Ковров религиозный: синагога, подземелье старообрядцев и часовня, ставшая трибуной

Как известно, большинство крупных храмов дореволюционного Коврова было выстроено на центральных улицах тогдашнего города, однако в этом правиле есть свои исключения. Так, еще одна старинная церковь, о которой нам бы хотелось рассказать, была возведена за пределами старого Коврова, в глубине густого соснового бора к востоку от Павловского тракта (сегодня по его трассе проходит проспект Ленина).

 

Троицкая церковь в Знаменской женской общине

 

Согласно преданию, в конце XVIII столетия в этом месте, называвшемся Прудкой (очевидно, по названию пруда, служившего топографическим ориентиром), явилась икона Знамения Пресвятой Богородицы, а у ее подножия забил родник с целебной водой. Вскоре здесь была сооружена небольшая деревянная часовня, возле которой стали селиться странницы и монахини, а 27 июля 1899 года на Прудке была образована Знаменская женская община. На протяжении последующих лет обитель активно расширялась, а 21 июля 1913 года в ней состоялась закладка краснокирпичной пятиглавой церкви во имя Святой Живоначальной Троицы. Этот храм, спроектированный владимирским епархиальным архитектором Леонидом Шерером, строился с 1913 по 1918 год, однако освятить его из-за начавшихся революционных событий так и не успели. В 1920 году Знаменская община была закрыта – первой по счету среди религиозных учреждений города, а все ее постройки были переданы в ведение находившегося неподалеку Ковровского пулеметного завода (ныне – ОАО “ЗиД”) для хозяйственных нужд. Возрождение Знаменской обители состоялось в 2006 году, а старинный Троицкий храм в последующие несколько лет был отреставрирован и освящен.

 

Приходское училище и часовня (слева) на ул. Павловской (современной ул. Дегтярева)

 

Помимо соборов и церквей, в дореволюционном Коврове также существовали многочисленные часовни при городских и земских учреждениях социального, говоря современным языком, назначения. Так, сравнительно крупная кирпичная часовня с обилием декоративных элементов прежде находилась в составе архитектурного ансамбля на улице Павловской (нынешней ул. Дегтярева), спроектированного владимирским епархиальным архитектором Николаем Корицким к 100-летнему юбилею Коврова в статусе города в 1904 году. Помимо часовни, в этот комплекс также входили два двухэтажных краснокирпичных здания, занимаемых приходским и четырехклассным училищами (сегодня в них располагаются Межшкольный учебно-производственный комбинат и Детская художественная школа соответственно), а также небольшой сад. В первые послереволюционные годы эти здания были заняты новыми учреждениями, а часовню городские власти решили приспособить под газетный киоск, однако были ли эти планы осуществлены – доподлинно неизвестно. К сожалению, дальнейшая судьба этой примечательной постройки оказалась печальной – часовню разрушили в разгар хрущевской антирелигиозной кампании, в результате чего она стала одним из немногих крупных религиозных сооружений, намеренно уничтоженных в Коврове в годы советской власти.

 

Ильинская часовня

 

Мы не зря сказали “намеренно”, поскольку утрата еще одной – наиболее крупной и значительной в архитектурном отношении ковровской часовни была вызвана трагическим стечением обстоятельств. В самом начале XX столетия в центральной части Ильинского кладбища (в настоящее время – территория бывшего парка экскаваторостроителей), была возведена сопоставимая размерами с церковью двухэтажная кирпичная часовня в неовизантийском стиле. Как и большинство подобных построек, она была сооружена на месте старой деревянной часовни и по аналогии со своей предшественницей стала называться Ильинской. В советские годы в обезглавленной часовне некоторое время располагался городской музей, а в начале Великой Отечественной войны здание было передано под расквартировку кавалерийской части. Поздним вечером в один из мартовских дней 1942 года в здании по неустановленным причинам начался пожар. В тот момент вода в северной части города была отключена, и пожарным пришлось тянуть шланги от железнодорожной водокачки, в результате чего часовню удалось потушить лишь к утру следующего дня. К сожалению, ущерб, нанесенный пожаром, оказался слишком велик – в 1947 году Ильинскую часовню разобрали, а из ее уцелевших кирпичей сложили главные северные и южные ворота парка экскаваторостроителей, сохранившиеся и по сей день, и новую трибуну для торжественных мероприятий на площади Свободы (снесена в 2000-х годах).

 

 

Отдельное место в истории религиозного наследия дореволюционного Коврова занимают старообрядцы. Как известно, представители крупнейших ковровских старообрядческих фамилий – купцы Першины, Носковы, Кисловы, Большаковы и другие – прежде играли заметную роль в общественной, политической и культурной жизни города, а их религиозное влияние распространялось далеко за пределы Коврова и Владимирской губернии. Примечательно, что сегодня в старой части города можно по-прежнему увидеть главный “оплот” ковровских староверов – длинный двухэтажный полукаменный дом городской усадьбы купцов Першиных, построенный в последней трети XIX века и прозванный в народе “першинским замком” (современный адрес – ул. Першутова, 40).

 

Остатки старообрядческой моленной купцов Першиных

 

В настоящее время во дворе этого дома можно заметить внушительные краснокирпичные стены с элементами деревянного сруба – это не что иное, как остатки старообрядческой моленной, возведенной в 1890 году для тайных собраний ковровских староверов – как самих Першиных, так и их родственников, купцов Кисловых и Лаптевых. Более того, согласно преданию, под першинскими владениями были устроены обширные подземелья, в которых купцы хранили свое богатейшее собрание церковных ценностей – старопечатные фолианты, иконы дониконианской эпохи и предметы церковного убранства. Кстати, еще раньше, в 1879 году, ковровские староверы Першины, Кисловы и Большаковы открыли в соседнем квартале на улице Подьяческой (современной ул. Карла Маркса) старообрядческую богадельню, которая впоследствии выросла в один из самых известных старообрядческих женских монастырей Спасова согласия с собственной каменной моленной (в настоящее время – здание МФЦ “Мои документы” по адресу ул. Карла Маркса, 13А).

 

Здание, в котором находилась ковровская синагога Еврейского Религиозного Общества

 

Конечно, население дореволюционного Коврова было не только православным – например, по данным на 1908 год, в городе проживало 259 представителей других конфессий (чуть более 1% от тогдашнего числа жителей Коврова), у которых также были свои религиозные постройки. Так, местом собраний членов ковровской еврейской общины служило небольшое здание на углу улиц Московской и Соборной (современный адрес – ул. Абельмана, 35). Это одноэтажное строение изящной архитектуры, которое сегодня занимает лазерный тир будущего музея “Ковров – город оружейной славы”, очевидно, было возведено в начале XX столетия, однако какие-либо точные сведения о его истории у краеведов пока, увы, отсутствуют. Кроме того, впоследствии, уже в начале 1920-х годов, в Коврове также возникло Еврейское Религиозное Общество, местом собраний которого служило преобразованное в синагогу двухэтажное здание на тогдашней Владимирской улице (современный адрес – ул. Никитина, 20).

Помимо вышеназванных построек, в дореволюционном Коврове также было множество маленьких невходных часовен, приписанных к крупным храмам, – на Базарной площади (перед зданием прежних торговых рядов, в котором сегодня располагается ковровский бизнес-инкубатор), на углу улиц Ивановской и 1-й Муромской (современных ул. Урицкого и Никонова), на улице Соборной (нынешней ул. Володарского) и даже на территории тогдашней деревни Шашово (приблизительно на месте пересечения современных улиц Комсомольской, Кирова и Строителей). К сожалению, увидеть их сегодня не удастся – все они были снесены в 1920-х годах в рамках антирелигиозной кампании. В сущности, подлинная летопись ковровских храмов возобновилась лишь на рубеже XX – XXI столетий, символически связав историю дореволюционного и современного Коврова и открыв нам множество примечательных страниц городского прошлого.

 

При подготовке материала использованы исторические работы О. А. Моняковой, И. Н. Зудиной, Н. В. Фролова.

 

(текст: Денис Грабкин, фото: Денис Грабкин, архив Ковровского историко-мемориального музея)

 

Поделиться новостью