Учитель не только для детей. Ольга Захарова о том, как биология помогает стать человеком

Ольга Захарова, учитель биологии школы №9, в 2021 году стала победителем регионального конкурса на присуждение премий лучшим учителям и получила 200 тысяч рублей. В рамках нацпроекта «Образование» самых продвинутых педагогов поощряют ежегодно. В чём и как ковровский учитель стал лучшим?

 

 

Зри в корень

 

У шестого «Б» сегодня ботаника. Сразу после звонка – проверочная работа на тему «строение семян», а потому не до шуток. Ответить на вопросы нужно за шесть минут. Полная самостоятельность, напряжённая тишина. На детском личике мелькает лёгкая паника. Но всё получится. По-другому на биологии у учителя Захаровой и быть не может.

Тема урока – корень и его функции. Казалось бы, чего тут такого: корень – он и в Африке корень. Но у Ольги Александровны всё интересно. И взрослым есть чему поучиться. В курсе ли вы, почему аграрии после уборки урожая сажают горох и советуют делать это всем, кто возделывает почву? На корнях бобовых есть клубеньки, в которых находятся азотофиксирующие бактерии, усваивающие атмосферный азот. Таким образом повышается плодородие почвы. Залог будущего урожая и удивительное свойство живой природы, каждое проявление которой имеет смысл и пользу.

 

 

30 минут урока – на усвоение нового материала. Учитель не заваливает детей терминологией (про микоризу знаете?) и не начитывает текст под запись. Идёт диалог, где школьники, изучая органы растений, сами приходят к выводам о том, зачем они нужны. Единственное, о чём просит педагог – отвечать на поставленный вопрос, не уводя тему в сторону. В цифровой век – важное абсолютно для всех умение.

– Вообще Ольга Александровна строгая, – рассуждают ученики шестого «Б». – А мы любим её. На биологии интересно. У нас, кстати, и на следующем уроке самостоятельная работа будет.

 

 

От сохи

 

Учитель Захарова – единственная, кто преподаёт биологию в школе №9. Полноценная рабочая смена с 8 до 16.00 плюс подготовка к урокам, проверка тетрадей и прочие педагогические заботы.

Ольга Александровна жалеет, что ботанику с детьми приходится изучать, не выходя из класса. Ради соблюдения антитеррористической безопасности не положено, да и рядом со школой парка нет. Зато есть дорога. Строение растений разбирают по гербарию и горшечным цветам в классе. Посадить с детьми цветы на клумбе или грядку заложить непросто: сначала нужно спросить разрешения у родителей. Такова современная школа.

 

 

– На самом деле, я всю сознательную жизнь возделываю землю, – говорит Ольга Александровна. – С целью получить качественный экологически чистый продукт. Да-да, картошка, яблоки, баклажаны, помидоры… В этом году у нас в открытом грунте выросли дыня и пятикилограммовый арбуз. Сравнили с привозными – не хуже. В общем, мы живём огородом. На 13 сотках нет у нас зон для прогулок, всё засажено.

Ольга Александровна говорит, что среди школьников нечасто, но бывают те, кто всерьёз – с прицелом на будущую профессию – увлекается биологией. Чаще всего это дети, в семьях которых занимаются фермерством. Чтобы по-настоящему полюбить живую природу, надо быть близко к ней. Телефон и самый качественный контент окружающей среды не заменят.

 

Лицом друг к другу

 

– У вас много двоечников?

– Махровых – единицы. Да и двоек-то сейчас не ставят. Занимаемся после уроков, зарабатываем «тройку»…    

– Какие они сегодня – школьники?

– Сложные. Со сниженной мотивацией. Вроде бы интересные вещи рассказываешь. Наглядные пособия есть, микроскопы. Но это увлекает далеко не всех. Сфотографироваться в классе биологии – с удовольствием, но этим часто интерес у детей и ограничивается.

– Что же делать?

– Увлекать. Это сложно, да… Трудности у школьников обычно начинаются с седьмого класса, когда начинается курс зоологии. Люблю фильмы про животных – показываю их детям. Учебники не всегда интересны. Программа часто не адаптирована под возраст. Есть дети, которые изначально будто «заточены» на изучение биологии. А есть те, которым я просто нравлюсь. Они начинают посещать кружки, погружаются в предмет и увлекаются.

 

 

– От детей сейчас много требуют?

– Раньше требования были выше. С годами планка падает. У детей кругозор сузился, мало практических навыков. Почему так? Стали меньше общаться. Не видят друг друга в лицо.  Элементарно не бывают на природе.

– А как с родителями?

– Есть те, кто воспринимает школу как хранилище для своего ребёнка: я сдал – будьте любезны вырастить и образумить, а уж мы результатами насладимся. Делегируют свои обязанности учителю. Так быть не должно. Нельзя годами не появляться на собраниях, а потом требовать с педагога «результат».

– Что делать, если школьник ничего не хочет?

– Садиться рядом и вместе учить уроки. Даже если ребёнку 15 лет. Да, трудно, долго… Работа, личная жизнь… Ну, подождёт всё это. Так уж, к слову: я со своим сыном занималась до седьмого класса. Сейчас он выпускник. По биологии у него – «отлично».

 

 

В 2021-2022 учебном году О. Захарова выпускает одиннадцатый класс. Есть ребята, нацеленные на поступление в медицинский вуз. Ольга Александровна занимается с ними дополнительно. Несмотря на то, что такого профиля – медицинского – в школе нет. Будущих аграриев, к сожалению, среди выпускников теперь не случается.

В детстве Ольга Захарова мечтала стать… терапевтом. В медвуз не попала. Чтобы не терять год, поступила во Владимирский педагогический. В школу №9 пришла работать. Преподает 23 года. Медицина – ещё одно её очень серьёзное увлечение.

 

По заслугам

 

– Ольга Александровна – очень увлеченный человек, – говорит Наталья Станиславовна Кукушкина, старший методист школы 9. – Она старается делать урок насыщенным, выходить за рамки темы. Много участвует в профессиональных конкурсах и имеет большое количество дипломов. Проводит для учителей мастер-классы. Пол-России объездила. Она учитель не только для детей.

В 2014 году Ольга Александровна стала победителем областного этапа конкурса «Учитель года». Лучшего педагога там выбирают, знакомясь с ним на открытых уроках, мастер-классах и на защите концепции – любимой для учителя темы.

 

 

А вот в конкурсе на присуждение премий лучшим учителям победителей и лауреатов выбирают по итогам работы – то есть считают награды, методические разработки и оценивают результаты учеников. В 2021 году 32 педагога области приняли участие в региональном конкурсе. 8 стали победителями, 20 – лауреатами. Учитель из Коврова лишь один – О.А. Захарова.

– Я не первый раз в конкурсе лучших учителей, уже была его лауреатом – там денежная выплата поменьше, – говорит Ольга Александровна. –  Пять лет работала над тем, чтобы доказать, что я стану победителем. В педагогике масса конкурсов. На самом деле, мне интереснее, когда в них участвуют дети.

В 2017 году победителем в конкурсе «Юные исследователи окружающей среды» стал девятиклассник школы 9 Валерий Мусатов. В 2020 году на конкурсе «Национальное достояние России» дипломантами I и II степеней в 2020 году стали десятиклассницы Ира Ипполитова (изучала влияние филуцина на яйценоскость кур – да-да, всё очень серьёзно) и Аня Иванова (тема – влияние вегетативной нервной системы на состояние здоровья подростков). Научно-исследовательские работы со школьниками – «конёк» Ольги Александровны, пишут их ежегодно, оцениваются высоко. Темы учитель выбирает вместе с учеником.

 

 

О.А. Захарова – руководитель школы-лаборатории «педагог – исследователь» – это общегородская площадка в школе №9, где ковровские учителя обучаются основам исследовательской деятельности. Она же –  автор методических разработок. Задача этих трудов – повысить успеваемость учеников, помочь педагогам проанализировать и оформить свой педагогический опыт в виде исследовательской работы. Важная вещь, позволяющая делиться ценными наработками.

Один из методов Ольги Захаровой, которым она часто пользуется на уроках – дать детям самостоятельность. Создать иллюзию независимости. Школьники сами выбирают себе темп усвоения материала и проверяют себя сами. Цель учителя – лишь ненавязчиво контролировать процесс. Схема несложная. А главное – работает.

 Ольга Александровна, а зачем нам всё-таки нужна биология?

– Мы – часть природы. Надо знать её законы. Я своим ученикам так говорю: пока вы не познаете себя, не получится реализоваться и узнать других. Очень важно понять это вовремя.

 

ковров, городковров, вковрове, новости Коврова, журналборщ, борщмедиа, борщковров, айковров, в коврове, ковровские вести, учитель, конкурс, биология, захарова, журналборщ, борщмедиа

 

 

(текст: Ольга Рождественская, фото: Александр Соколов)

 

 

 

 

БорЩидзе

Варю БОРЩ


Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


О нас

Сайт для тех, кто ценит своё свободное время и готов тратить его только на приятное и полезное чтение. Мы пишем о политике, бизнесе, культуре, спорте, истории и жизни Коврова, судьбах его жителей.

Копирование материалов сайта без разрешения редакции или ссылки на источник запрещено законом – статьей 146 УК РФ “Нарушение авторских и смежных прав”


Свяжитесь с нами

Звоните нам