Алексей Гусев: “Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть?”
Ежегодно 23 июня во всем мире отмечается Международный Олимпийский день. Специально к праздничной дате БОРЩ публикует интервью с человеком, живущим по олимпийским принципам. Алексей Гусев – мастер спорта по самбо и дзюдо, тренер, руководитель школы борьбы олимпийского резерва им. С.М. Рыбина. Каждый день он выходит на татами доказать, что победить можно и голыми руками. И личный страх, и чужой скепсис, и обстоятельства, и противника, и себя. Каждый день он учит сотни детей, что ошибка – это не потерпеть поражение, а перестать пытаться. Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть? Строка из «нетленки» Виктора Цоя – суть жизни нашего героя.
Гусев родился, как принято говорить, в простой семье: отец полвека отдал дегтяревскому заводу, мать 40 лет работала медсестрой в центральной городской больнице. В «простой» семье и воспитывали просто: в труде и строгости. «Мы с младшим братом были еще теми шалопаями – однажды родители даже выставили чемоданы с нашими вещами на лестницу, – смеется. – Но зато друг за друга всегда были горой и вытаскивали из всех передряг». Когда Алексею исполнилось девять, отец повел его в бокс. Направить буйную энергию в правильное русло. На ринге сын не задержался – не понравилось. Но на родительское счастье в первом училище открылась секция борьбы, и звезды сошлись: надев 30 лет назад кимоно, Гусев больше приоритетов не менял.
– Тогда подобралась дружная команда: Алексей Сипач, Владимир Кованов, Игорь Гудылин и другие – всего человек пятнадцать. Мы друг друга и поддерживали, и подстегивали: «Ты чего вчера не пришел? А с кем мне тренироваться?» Сергей Михайлович был и тренером, и вторым отцом. Он учил нас ставить цель и двигаться, ни перед чем не останавливаясь. А цель стояла – доказать, что в Коврове появились сильные спортсмены. Достигать ее приходилось жестко. Чемпионаты и первенства области часто проводились в Александрове и Владимире, где были старые школы со значительными достижениями. И тут мы, никому не известные… Мы вгрызались в конкуренцию. Иначе быть не могло, иначе нас бы не признали.
– А чем тебя зацепила борьба? Чем она отличается от того же бокса?
– В ней нет агрессии, и она гармонично развивает человека. И не только в плане мышц, но и в плане мышления. Ты знаешь, что это второй по интеллектуальность вид спорта после шахмат? Потому что учит умению быстро анализировать ситуацию и принимать решения, просчитывать на несколько «ходов» вперед.
– А темперамент важен?
– Борьба универсальна: кто-то скоростной, кто-то физически сильный, а кто-то хитрый. Пример – дзюдоист Юрий Степкин, призер Олимпийских игр. Он очень медленный, про таких говорят: тормоз. Побеждает тактикой, умением соперника сковать и обмануть.
– А чем берешь ты?
– По молодости – больше скоростью. Сейчас – просто перехитрю: воспитанники быстрее, сильнее, выносливее, так что я просто подожду, когда они сами себя замучают.
– Ты в детстве закалывал тренировки?
– Конечно, были периоды, когда все надоедало. Приходил в училище, поднимался на этаж выше, чем спортзал, садился на подоконник и смотрел на железную дорогу. Рыбин ждал, спрашивал, переживал – а я считал паровозы (смеется).
– Что делаешь ты, когда твои воспитанники «считают паровозы»?
– Убеждаю. Это сложнее, чем раньше. Слишком много соблазнов, у тех, кто еще мал; а у тех, кто вырос, перед носом быстро маячат деньги: он результативен, ему бы выступать и выступать, но ему уже двадцать, и он уже думает, как заработать. Воздействую и кнутом, и пряником. Приглашаю выдающихся спортсменов провести мастер-классы. У нас были олимпийцы Тамерлан Тменов, Александр Михайлин и Арсен Галстян. Рассказывали, как добивались побед и преодолевали трудности, какие периоды в жизни были. Из наших, тренерских, уст многие вещи звучат уже банально. А тут – живая легенда. И – надо же – с такими же «заморочками», как у тебя…
Когда секундирую воспитаннику,
он по губам читает мои: «Терпеть!
Работать! Дожать!»
– А кнут?
– Нужно больше разговаривать с родителями. Тренер, который с ними не общается, – неважный тренер. Нет, я никого не учу, я просто рассказываю, как тренируется, как на соревнованиях отборолся, где и с кем… проводит свободное время. У меня же ушей и глаз в городе – сотни. Про каждого расскажут, кто где «засветился» и нахулиганил. Не хочешь тренироваться? Ну, пойду с родителями поздороваюсь…
Гусев учился в математическом классе и планировал поступать в технический вуз. Сергей Рыбин убедил его пойти в пединститут. Отучившись и отслужив в армии, Алексей стал тренером. За 18 лет подготовил 10 мастеров спорта и более 50 кандидатов в мастера спорта по дзюдо и самбо, Победителей и Чемпионов области, России, Европы и Мира. Попутно выступал и сам. В 2010 году стал Чемпионом Европы по дзюдо, потом дважды становился призером командных Чемпионатов Мира среди мастеров и четырежды – Чемпионом России по дзюдо среди мастеров. Завершить спортивную карьеру пришлось в 2016 году, когда возглавил школу борьбы, которая теперь носит имя его Учителя.
– Есть самая запомнившаяся победа?
– Да, когда в 2001 году выиграл чемпионат ЦФО по самбо в Туле. Дано: грузо-пассажирская «ГАЗель» на 8 мест при отсутствии водителя и команда из 20 человек. Решение: в кузов положили маты, а я сел за руль… Михалыч сказал: «Если что – отмажем». Доехал, взял золото и повез обратно всех домой.
– А самое обидное поражение?
– Когда ветераном на чемпионате мира сошелся с французом, своим заядлым противником. Мы трижды боролись: я раз выиграл, дважды продул. Тогда была схватка за третье место. Проборолись предельное время, дали дополнительное… В итоге меня наказали за пассивность. Я счел, что несправедливо, потому что атаковал больше – и это было правдой, я потом смотрел на видео. Хотел апеллировать к судьям, но тренеры сборной сказали: «Не дергайся». Политика сыграла роль. Мне было до скрежета зубов обидно.
– А когда переживаешь больше – когда сам выступаешь или будучи тренером?
– Конечно, как тренер. Когда ситуацию доверяешь не себе, а другому человеку, который может выполнить твое наставление, а может по какой-то причине не справиться, адреналина – в разы больше. Это даже не адреналин, а адреналинище.
– Как ты ведешь себя, если видишь, что воспитанник вот-вот сдастся? Он вообще слышит тебя в этот момент?
– Когда секундирую воспитаннику, он не просто слышит, а по губам читает мои: «Терпеть! Работать! Дожать!»
– Не все дети становятся чемпионами. Какой стимул у тренера работать с теми, кто не хватает звезд с неба?
– Есть тренеры, которые «вваливаются» только в тех, кто подает надежды. У меня политика другая: я воспитанников не делю и всех настраиваю, чтобы стремились к большим победам и целям. Мне нужен дружный коллектив, команда, какая когда-то была у меня. Каждый ребенок в школе должен чувствовать, что есть опора, поддержка и у тренеров, и у ровесников. А что касается стимула, то если ребенок, который пришел к нам слабым, всего и всех боялся, через несколько лет становится крепким, уверенным в себе, способным защитить себя и окружающих, – это тоже повод для тренерской гордости.
Мне про каждого расскажут,
кто где напился и нахулиганил. Не хочешь тренироваться?
Ну, пойду с родителями поздороваюсь…
– Что скажешь родителям, которые сомневаются в безопасности самбо и дзюдо?
– Мы работаем с детьми с 5-6 лет, а к борьбе подводим только к 9-10 годам. До этого основательно занимаемся общей физической подготовкой, учим правильным падениям и другим способам самостраховки.
– А есть ли смысл ходить исключительно «для себя»?
– Конечно. Борьба – это всегда выход один на один, и результат зависит только от тебя. А за спиной – команда, город, страна… Поэтому этот вид спорта, как ничто иное, воспитывает лидерские качества. А еще если ребенок выберет борьбу, то первый год он будет тренироваться трижды в неделю, на второй год – четыре раза, а с третьего года – каждый день. У него просто не останется шансов попасть в плохую компанию – на это не будет времени.
– Есть в практике пример, когда спорт спас от «плохой компании»?
– Да прямо сейчас в зале одни из «примеров» занимается: девочка из неблагополучной семьи, у самой тоже всякое в жизни случалось: и алкоголь, и наркотики. К нам попала лет пять назад. Мы ее и в приют «Воробушек» оформили, и родителей через суд прав лишали, чтобы без квартиры не осталась. Сейчас ей восемнадцать, она трудоустроена спортсменом-инструктором, готовится поступать в спортивный вуз. Результаты показывает многообещающие: девятая на Первенстве России по дзюдо, пятая – по самбо, входит в резерв сборной страны.
Если девочка от рождения полненькая –
это просто класс.
Это чемпионка.
– Вот еще одна извечная тема: девочки в борьбе – это…
– …ничего плохого. Да, они будут крепкими, сбитыми, но это не испортит фигуру – мышечный корсет никогда не будет объемным и рельефным, как у мальчишек. Ну, плечи пошире. Но не шире, чем у пловчих. А если от рождения полненькая, так это просто класс. Это чемпионка! Нам очень нужны девчонки, а полненькие – особенно. Им пока еще легче в плане конкуренции, хотя она и растет с каждым годом: 10 лет назад на чемпионатах России их было 10-12, сейчас – 50-60.
– Школа борьбы сегодня – это…
– 700 воспитанников и 10 отделений по городу и району: на Малеевке, в СК «Темп» и ФОК «Молодежный», в 22 и 23 школах, в спортшколе на ул. Набережной; в прошлом году открыли филиалы в поселках Мелехово, Всегодичи и Малыгино. Сейчас ищем тренера в Эсино. В этом году планируем открыть отделение грепплинга, а также усилить работу в школе-интернате №16. Год назад мы за счет собственных средств оборудовали там зал, завезли татами. Тренер Алексей Солодухин занимается там с особыми детьми, и уже есть отличные результаты: три призера чемпионата и первенства России. И это при том, что таких малышей непросто научить даже правильно падать.
– Ты настойчивый и результативный спортсмен и тренер. А какой ты руководитель?
– Это нужно оценивать со стороны. От себя лишь могу сказать, что руководитель – это тот, кто умеет добиваться, а не просто организовывать и распоряжаться тем, что имеет. Всегда есть взлеты и падения. К тому же, социальная сфера всегда будет расходной, никогда не будет себя сама обеспечивать и уж тем более приносить прибыль. Нужно не ныть, что денег не хватает, а искать их. Входить в как можно большее количество федеральных программ, участвовать в грантах. Мы таким образом получили от «Дома некоммерческих организаций Владимирской области» средства на приобретение инвентаря для спортивной площадки, а рамках федеральной программы поддержки спортшкол олимпийского резерва – субсидию на покупку татами, кимоно и тренажеров. Недавно снова вышли на конкурс и получили пять миллионов рублей на приобретение спортоборудования и учебно-спортивную работу. Да, кто-то скажет, что это капля в море. Но тут, как в спорте – мелочей не бывает: упустишь в малом – проиграешь в целом.
Спортсмены во власти
полезны справедливостью
и самоорганизованностью.
– Многие спортсмены после завершения карьеры идут в политику, что неудивительно, ведь спортивные заслуги помогают им получить голоса избирателей. Ты теперь тоже – депутат ковровского горсовета. А что спортсмены могут объективно принести во власть?
– Представители социальной сферы и спорта в том числе во власти быть должны. И не только потому, что знают проблемы отрасли изнутри. Спортсмены во власти полезны справедливостью и самоорганизованностью. И умением не сдаваться и искать решения в тех ситуациях, где другие уже готовы махнуть рукой.
(фото: Александр Фомин)
Просмотров статьи: 1 041