Можно ли в Коврове найти работу мечты и почему богатый опыт для этого не самое главное
Рубрика «Ищу работу» в местных газетах почти исчезла, зато число страниц с вакансиями становится больше. Почему такое происходит, на какую работу ковровчане не идут и какие предложения от работодателей ждут, БОРЩ поинтересовался у главного ковровского хедхантера, руководителя городского Центра занятости населения Натальи Маслёнковой.
– Можно ли сказать, что на ковровском рынке труда спрос превышает предложение?
– Сейчас мы почти вернулись к допандемическим показателям, на учёте в Центре занятости – чуть более 500 безработных граждан. Для сравнения, в прошлом году состояли на учёте 2600 человек, но и это не критические показатели. Служба формировалась в начале девяностых – годы безработицы, и пик пришёлся на 1995 год. Тогда на учёте было 7668 безработных – очень сложное время: пособие платить было нечем, и вместо денег выдавали продукты и одежду. Года четыре люди получали вместо денежных дотаций масло, макароны, крупу, сахар, даже мебель и… замки. Следующий трудный год – 2009-й, когда ликвидировался экскаваторный завод: в среднем, 2400-2500 соискателей в месяц искали работу. Вообще-то Ковров отличается стабильностью, практически у всех и всегда есть работа, в «спокойное» время число желающих трудоустроиться – 450-500 человек.
– Прошлогодняя активность – результат ковид-изоляции?
– Массовых увольнений не было, к нам “потянулись» люди, пожелавшие получить пособия. С заявлениями обращались те, кто не работал последние десять лет или никогда до этого не работал. О трудоустройстве никто из них и не думал, просили денежных выплат. Загруженность у наших работников была колоссальной. Данные отправлялись по электронке и в результате то одного документа не хватало, то копия сделана нечётко, то фото кривое. Приходилось обзванивать и просить дослать-переделать.
– Портрет среднестатистического соискателя?
– Женщина старше 40 лет. В этом возрасте трудно устроиться на работу, потому что работодатель ждёт молодых, активных и креативных сотрудников. Хотя люди 40-45 лет возраста уже не обременены маленькими детьми, ещё не имеют хронических болезней, но обладают жизненным и профессиональным опытом – самый трудоспособный возраст.
Некоторым советуем получить новую профессию или обновить знания по программе профессионального обучения. Госпрограмма позволяет обучать новой профессии молодых мам, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком, учим даже пенсионеров. И есть желающие. Некоторое время назад обратилась женщина, в прошлом – медработник, с 20-летним перерывом в медстаже. Обучившись на курсах, а правильнее сказать – подтвердив квалификацию, она трудоустроилась и работает в одном из медучреждений города. Кстати, “свободных” медиков в Коврове практически не бывает, они легко находят работу.
В базе центра – более двух тысяч вакансий, но не всегда соискателей устраивает предлагаемая зарплата, она, в среднем, составляет 21 тысячу рублей. В таких случаях предлагаем программу общественных работ с краткосрочной занятостью (люди получают зарплату от работодателя, пособие по безработице и дополнительную матпомощь со стороны центра занятости). Некоторые работают, пока ждут вакансии поинтересней.
По-прежнему востребован проект для самозанятых, которым даётся субсидия на открытие собственного дела. 100 тысяч рублей – хорошая помощь для стартапа плюс дополнительные знания. Поверьте, немало известных ковровских предпринимателей с нашей помощью начинали свой бизнес: сыроварня, частная пекарня, швейная мастерская, мебельное производство, домашняя кондитерская. Да, чаще всего это не массовое производство, но это – работа, а со временем и дополнительные рабочие места. Как правило, 5-7 человек в год получают такие «подъёмные».
К нам обращаются ковровчане, которых мы называем «категорией граждан, испытывающих сложность в поиске работы», это люди, вернувшиеся из мест лишения свободы, длительно неработающие горожане (за них, как правило, никто не берётся, потому что они не конкурентно способны), одинокие матери, сироты, инвалиды – все требуют особого отношения и внимания. С некоторыми приходится работать психологам, врачам-реабилитологам.
♦ Психологи считают, что ставший безработным человек в первый месяц ведёт активный образ жизни и ищет работу, а через три месяца уже подстраивается под ситуацию, довольствуется меньшим и реже задумывается о трудоустройстве ♦
Есть и так называемые профессиональные безработные. Одним не можем угодить – слишком разборчивые и капризные, других никто не берёт из-за неуживчивого характера, некоторые принципиально не работают. И не обязательно всем нужно пособие, оно сейчас минимально, приходят к нам за статусом, льготами, чтобы получить субсидии на услуги ЖКХ. Раньше наша стоянка была заставлена дорогими иномарками безработных. Иногда приезжают на такси, причем за рулём, и с пеной у рта доказывают, что им негде работать. Классика жанра, когда предлагаешь мужчине работу, практически уговариваешь его встретиться с работодателем, но сначала он отказывается, потому что надо из школы встречать детей, потом начинается сад-огород (“единственный источник пропитания”), и наконец, у заболевает теща (или сестра), и “уход отнимает всё время”. Особенная категория – алиментщики, готовые на любые уловки, чтобы видимый доход был минимальным, а значит копеечными и отчисления ребёнку.
– Считается, что труднее всего устроиться молодёжи без опыта работы. Много ли молодых соискателей?
– Есть, но немного. Молодёжь не готова, как люди старшего поколения, расти постепенно, медленно, но верно идти к успеху и должностям, они хотят получить всё и сразу – психологи отмечают, что современные молодые люди отличаются «торопливостью». Выпускникам колледжа не нужна работа за 20 тысяч рублей, просят минимум 25, а то и больше, но так не бывает, и наши предприятия не готовы достаточно платить молодым специалистам. В то же время настоящие «звёздочки» не имеют проблем с работой, их обычно «разбирают» ещё во время учебы, и уже на местах материально поддерживают.
– Вы снова работаете в прежнем графике и снова ведете очные собеседования и консультации. Дистанционка не прижилась?
– Дистанционно можно подать документы: через Госулуги или через портал «Работа в России». Мы изучим данные и пригласим человека на собеседование – всё-таки вести поиск работы, не узнав соискателя лично, практически невозможно. В ближайшее время нашу службу ждёт модернизация, и это не объединение соцслужбы и центра занятости, как говорят в последние время, это дополнительный объём функций и возможностей для работодателей и соискателей. Расширяется база данных, объединяется информация между регионами, уже сейчас есть общая база вакансий, по которой мы можем найти рабочие места в любом городе России. Теперь это будет называться «решение жизненных ситуаций граждан» и «решение бизнес-ситуаций работодателей». Мы уже работаем с компаниями, проводим анализ, выясняя почему, например, у них большая «текучка» или не закрываются вакансии, в то время, как к конкурентам стоит очередь желающих трудоустроиться. Служба занятости будет как рекрутинговое агентство, которое занимается подбором персонала. Для граждан, кроме нашей основной задачи – поиска работы, мы проводим консультации и семинары. Наши специалисты учат соискателей как пройти собеседование, корректно ответить на вопросы, построить беседу или составить резюме, подсказывают какие качества подчеркнуть, а какие скрыть. Молодым ребятам без опыта работы, объясняют как рассказать о себе так, чтобы заинтересовать работодателя.
– Так как же «показать» себя?
– В первую очередь, нужно дать понять, что у тебя нет проблем, и ты готов приступить к работе. Знания и умения, конечно, важны, хотя в последнее время работодатель берёт работников и без опыта работы. Готовность работать – важнее. Рассказывать о своих проблемах и трудностях не стоит. Таким заявлениям, как «ограничен во времени, потому что у детей – кружки» или «у меня слабое горло, и я часто болею» работодатель, скорей всего, не посочувствует. Внешний вид тоже много значит. Покажите, что даже внешне вы вписываетесь в эту компанию. И, самое главное, прежде, чем идти, узнайте об этой компании, о её продукции и истории, чтобы сразу быть «на одной волне» с работодателем. Скажем так, на работу надо устраиваться с умом.
(текст: Тата Горячьева, фото: Александр Соколов)