Ковров архитектурный. Почему дома-коммуны считались эталоном советского зодчества
В двух предыдущих частях статьи “Ковров архитектурный” мы уже начали рассказ о зодчих, творивших в Коврове в XIX – XX веках, – Николае Артлебене, Николае Корицком, Леониде Шерере и других. Сегодняшним материалом мы завершаем цикл статей об архитектурном наследии Коврова и предлагаем вам познакомиться с жизнью и творчеством еще троих архитекторов, оставивших яркий след в истории города. И узнать, почему печально известный “пятый дом” и другие дома-коммуны считались эталоном советского зодчества.
Сегодня не каждый знает, что в 1916–1917 годах в Коврове работал Борис Михайлович Великовский (1878–1937) – маститый московский зодчий, автор знаменитого конструктивистского здания Госторга на Мясницкой улице, корпусов Первой образцовой типографии, генерального плана “поселка художников” Сокол и других архитектурных достопримечательностей столицы.
К работе в Коврове Великовский был привлечен в 1916 году в качестве автора генерального плана строившегося Ковровского пулеметного завода (ныне – ОАО “ЗиД”), а также первых жилых строений вокруг предприятия, давших начало будущему заводскому поселку “Красный Металлист”. Именно по проекту Великовского в 1916– 1918 годах были возведены два первых корпуса завода – монументальный “директорский” корпус под литерой А с массивными колоннами и арочными окнами и малый корпус Б, в котором сосредоточились первые производственные мощности. Кроме того, помимо заводских корпусов, Великовский разработал проект застройки первой улицы будущего поселка при заводе – Первомайской, планировка которой до сих пор сохраняет следы первого заводского генплана.
Известно, что в период сооружения корпусов пулеметного завода Борис Великовский лично приезжал в Ковров для осуществления авторского надзора за ходом работ, однако, начиная с 1917 года, когда в жизни едва вступившего в строй предприятия наступила череда административных и финансовых кризисов, активное строительство на заводе фактически остановилось, и к последующей работе в Коврове архитектор уже не привлекался. Дальнейшее развитие и расширение Ковровского пулеметного завода и заводского поселка связано с именем еще одного талантливого архитектора – Павла Клишева.
В середине 1925 года, когда на Ковровском пулеметном заводе уже было налажено производство автомата Федорова, а ресурсы предприятия позволяли продолжить его дальнейшее расширение, на должность главного архитектора завода был назначен командированный из Нижнего Новгорода молодой советский зодчий Павел Иванович Клишев (1895 – 1975). К тому времени он уже имел опыт проектирования как промышленных предприятий, так и комплексной жилой застройки – еще в начале 1920-х под его руководством была проведена масштабная реконструкция Нижегородского механического артиллерийского завода, параллельно с которой при предприятии создавался рабочий поселок им. Володарского.
В Коврове архитектурные принципы Клишева получили свое дальнейшее развитие – уже в 1925 – 1926 годах зодчий разработал генеральный план рабочего поселка при пулеметном заводе, вскоре получившего звучное название “Красный Металлист”. На протяжении второй половины 1920-х годов по проекту Клишева к югу и юго-востоку от предприятия, на современных улицах Металлистов, Первомайской, Дзержинского и других сооружались многочисленные деревянные дома для заводских служащих со всей необходимой инфраструктурой – водопроводом, канализацией и электроснабжением.
Однако наиболее ярко архитектурный талант Павла Клишева проявился на рубеже 1920 – 1930-х годов, когда зодчий фактически стал пионером многоэтажного строительства в Коврове и проводником ведущего архитектурного стиля своего времени – конструктивизма. Так, именно Клишеву принадлежат проекты первых ковровских зданий в стиле конструктивизм – клуба рабочих-металлистов (нынешний ДК им. В. А. Дегтярева, 1930 г.), школы ФЗУ при Инструментальном заводе №2 (1932 г.) и, конечно, знаменитых ковровских “домов-коммун” – “Пятого дома” (ул. Октябрьская, 15), “Комсомольского дома” (ул. Абельмана, 19) и их “собрата” на ул. Социалистической, 10.
Надо сказать, что по меркам своего времени спроектированные Клишевым “дома-коммуны” представляли собой передовые образцы советской архитектуры – помимо жилья, в них располагались магазины и столовые, многочисленные досуговые секции и объединения, читальные залы, кинозалы и многое другое. К сожалению, Павел Клишев проработал в Коврове недолго – до 1931 года, после чего был переведен на завод №8 им. М. И. Калинина в подмосковных Подлипках (современный г. Королев), однако спроектированные им дома и общественные сооружения по-прежнему во многом определяют облик нашего города и служат яркими образцами архитектуры своего времени.
В отличие от вышеупомянутых архитекторов, еще один крупный советский зодчий, творивший в Коврове, вошел в архитектурную летопись города не как создатель жилого или общественного здания, а как соавтор одного из самых известных в Коврове памятников. Речь идет об Александре Петровиче Великанове (1900 – 1955) – авторе архитектурной части памятника В. А. Дегтяреву, который уже более полувека украшает историческую часть Коврова.
За почти три десятилетия работы в сфере архитектуры Великанов зарекомендовал себя как крупный зодчий, осуществивший такие проекты, как Первый детский театр при Народном доме и Академия легкой промышленности в Ленинграде, памятник дважды Герою Советского Союза П. М. Камозину в Брянске и другие. Кроме того, в 1930-х годах архитектор принимал активное участие в разработке проекта неосуществленного Дворца Советов в Москве, а в послевоенные годы занимался реконструкцией фасадов Малого театра.
Начиная с первой половины 1940-х годов, постоянным соавтором Великанова был Матвей Манизер – маститый советский скульптор, лауреат трех Сталинских премий и вице-президент Академии художеств СССР.
Именно благодаря их творческому союзу в 1954 году в Коврове появился памятник В. А. Дегтяреву, сразу же ставший визитной карточкой города и одним из главных украшений его исторической части. В то время, как Манизер работал над созданием фигуры знаменитого оружейника, Великанов занимался архитектурной разработкой памятника – проектированием стилобата, оформлением пьедестала и выбором места для размещения скульптуры с учетом специфики окружающего пространства. Собственно, именно Великанову принадлежит идея разместить памятник в самом начале живописного бульвара на ул. Абельмана, благодаря чему скульптура выгодно просматривается со всех сторон исторической улицы.
К сожалению, памятник В. А. Дегтяреву стал последней прижизненной работой Александра Великанова – всего через восемь месяцев после открытия монумента архитектор скоропостижно скончался. После смерти зодчего, в 1955–1956 годах, в Варшаве было завершено строительство еще двух объектов, в проектировании которых Великанов принимал непосредственное участие, – здания Посольства СССР в Польской Народной Республике и знаменитой варшавской “сталинской высотки” – Дворца культуры и науки.
Конечно, на этом архитектурная летопись нашего города не заканчивается – напротив, современный Ковров по-прежнему растет ввысь и вширь, и кто знает, какие именно дома, общественные здания и монументы станут для будущих ковровчан наиболее яркими приметами нашего времени? Как бы то ни было, хочется верить, что ковровские зодчие XXI века станут достойными продолжателями дела своих предшественников из XIX и XX столетий, а их творчество отразит нашу эпоху во всем ее многообразии.
(текст: Денис Грабкин, фото: Денис Грабкин, архив ковровского историко-мемориального музея)