От въездного знака до портрета Маяковского: работы каких художников украшают Ковров
Все мы привыкли к тому, что, желая приобщиться к прекрасному, – например, полюбоваться произведениями художников, – мы традиционно отправляемся в музей или картинную галерею. Однако не стоит забывать, что не всякий живописец творит при помощи привычных кисти и мольберта – порой для создания произведения ему достаточно лишь свободного городского пространства. Сегодня мы постараемся выяснить, какие работы ковровских художников можно увидеть не в музеях и галереях, а прямо на улицах Коврова.
Для того, чтобы увидеть первую городскую достопримечательность, созданную ковровскими художниками, нам необходимо отправиться в северную часть города, к пересечению улиц Абельмана и Комиссарова. Здесь, в небольшом сквере посреди квартала деревянных домов, можно увидеть памятник В. И. Ленину – строгая фигура в пальто, сосредоточенный взгляд, в руке – свернутая газета “Правда”. В отличие от множества типовых монументов вождю пролетарской революции, установленных в самых разных уголках бывшего СССР, этот ковровский памятник Ленину – единственный в своем роде. Он появился в этом месте в 1948 году, в период активного послевоенного благоустройства поселка Красный Текстильщик, а его авторами, выполнившими эскизный проект монумента, выступили ковровские художники Сергей Михайлович Чесноков (1890 – 1965) и Василий Леонидович Зевакин (1889 – 1970).
Надо сказать, что их имена являются по-своему знаковыми для истории ковровского искусства – именно эти два живописца в значительной степени сформировали в нашем городе “художественное гнездо”. Так, С. М. Чесноков – признанный мастер ковровской живописи первой половины и середины прошлого века и опытный педагог, воспитавший целую плеяду талантливых учеников. Среди его работ, хранящихся в музейных фондах Коврова, Владимира, Мстеры и других городов, – серия пейзажей с видами старой части Коврова, исторические полотна на тему Древней Руси, а также целая галерея портретов известных ковровчан – конструктора оружия Василия Дегтярева, революционеров-большевиков Николая Абельмана и Ефима Васильева и других. Отдельного упоминания заслуживает преподавательская деятельность Сергея Чеснокова – на протяжении нескольких десятилетий он обучал искусству живописи молодое поколение, а его учениками в разное время были известный владимирский живописец Ким Бритов, супруга писателя Сергея Никитина Клара Михайловна Никитина и многие другие.
Не менее примечательно творческое наследие друга и единомышленника Сергея Чеснокова В. Л. Зевакина – еще в ученические годы он нашел себя в жанре лирического пейзажа и в дальнейшем написал немало полотен с видами Коврова и его окрестностей. С конца 1910-х годов Зевакин – постоянный участник городских и областных художественных выставок, а с 1927 года – преподаватель изобразительного искусства в школах, кружках и студиях Коврова. Помимо станковой живописи, Зевакин также работал над оформлением книг и за свою долгую творческую жизнь создал множество произведений самых разных жанров – от лирических пейзажных полотен до книжных иллюстраций.
На протяжении многих лет Сергей Чесноков и Василий Зевакин вместе участвовали в художественных выставках различного масштаба и воспитывали новые поколения живописцев, и в этом отношении созданный ими памятник В. И. Ленину в поселке Красный Текстильщик – пожалуй, наиболее зримое напоминание о дружбе двух старейших ковровских художников, оставивших заметный след в культурной жизни города и области.
Многие ли художники могут похвастаться тем, что их работы на протяжении десятилетий ежедневно находятся на виду у тысяч горожан? В сущности, для живописца, творящего за мольбертом, такая судьба едва ли представима, однако для художника, использующего в качестве холста целые дома, подобное положение дел – естественная часть профессии. Как известно, 1980-е годы ознаменовались в Коврове активным панельным домостроением, до неузнаваемости преобразившим прежние районы с частной деревянной застройкой, – поселок им. Калинина, “Малеевку” и другие. Немаловажную роль в этом процессе играла работа художника – именно перед ним стояла задача превратить строившиеся в этих районах типовые панельные “коробки” в различные по стилю и изобразительному решению дома, сделав их привлекательными элементами городского пейзажа. Собственно, этим и занимался Юрий Яковлевич Павельев (род. 1950) – художник-дизайнер ковровского домостроительного комбината, украсивший многочисленные панельные “лимончики”, “синеглазки” и другие аналогичные дома своими мозаичными панно из цветной плитки.
Первая и, пожалуй, самая узнаваемая работа Павельева в этом жанре – огромный портрет В. В. Маяковского на торце одного из домов по одноименной улице (ул. Маяковского, 6). В 1980 – 1990-х годах за ним последовали не менее примечательные панно – петербургский пейзаж с ростральной колонной (ул. Грибоедова, 11), космическая ракета (ул. Строителей, 24), пейзаж с церковью (ул. Строителей, 22к1) и многие другие, а сам художник зарекомендовал себя настоящим мастером “большого масштаба”.
Кроме того, к числу работ Юрия Павельева также относится крайне необычное оформление лоджий на торце одного из “малеевских” домов (ул. Кирова, 77), придающее им сходство с причудливыми иллюминаторами космического корабля. Кстати, если вы отправитесь в другой город, присмотритесь к местным домам повнимательнее – помимо Коврова, работы Павельева можно также увидеть во Владимире, Иванове, Муроме и других городах.
Въезжая в Ковров по автотрассе со стороны поселка Мелехово, не каждый автомобилист знает, что первый же объект, встречающийся ему на пути, – работа одного из известнейших современных ковровских художников. Масштабный въездной знак с названием города, в оформлении которого переплелись и шестеренка – символ промышленного центра, и эмблема экскаваторного завода, и Орден Трудового Красного Знамени – не что иное, как работа ковровского художника-конструктора, скульптора и медальера Павла Яковлевича Раскина (род. 1953).
Выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной, после окончания учебы он по распределению попал в Ковров, где связал свою профессиональную деятельность со строительно-архитектурным отделом завода им. В. А. Дегтярева. Вот уже четыре десятка лет Павел Раскин занимается многогранным творчеством на стыке архитектуры, скульптуры и проектирования, а перечень его работ, установленных как на территории родного предприятия, так и в различных местах города, поистине впечатляет. Среди них – памятник “Тыл – фронту” у южных проходных ЗиДа (1985 г.), военный мемориал на фасаде гимназии №1 им. А. Н. Барсукова (1990 г.), архитектурная композиция “ЗиД – 100 лет на службе Отечеству” (2016 г.), памятник жертвам политических репрессий в Иоанно-Воинском некрополе (2017 г.), а также многочисленные мемориальные доски в честь известных людей, живших и работавших в Коврове, – конструкторов оружия М. Т. Калашникова и П. М. Горюнова, ветерана МВД Д. А. Исаева, врача-онколога Е. М. Докорина и других.
Не менее примечательна и другая грань творчества ковровского художника – в профессиональных кругах Раскин также известен как медальер, придумавший и воплотивший в металле целый ряд медалей, которые сам он называет “памятниками на ладони”. Впрочем, стоит отметить, что Павел Раскин не только создает, но и получает медали – за свои работы он неоднократно удостаивался профессиональных наград различного уровня, среди которых – золотая медаль Союза художников России “Духовность, традиции, мастерство”, городская премия “Признание”, областная медаль “За трудовые заслуги” и другие.
(текст, фото: Денис Грабкин, при подготовке материала использованы исторические работы Н. И. Севастьяновой, Н. А. Галаевой).