02 сентября 2020

ШКОЛА: выучиться и выжить. Лайфхаки от… психиатра

Итак, снова школа. Родителям опять надо попробовать настроить себя, чтобы в новом учебном году взаимодействие с чадами не шло под девизом: «Щас ка-а-ак дам леща, и сразу у меня учиться захочешь!» Собеседник БОРЩа – психиатр Андрей Мэд поделился мнением о том, как соблюсти в воспитании баланс уважения юной личности и соблюдения социальной нормы. Проще говоря – как учить, но не мучить. Эксперт в области возникновения и преодоления душевных мук и умственных терзаний высказался как всегда коротко, эмоционально и толково. А уж принимать его рекомендации на веру или нет – решать, конечно, каждому самостоятельно. Ибо, как говорится, не дави и не давим будешь.

 

– Андрей, почему нынешние дети не любят школу? Что в организации учебно-воспитательного процесса так претит детской натуре?

 

– Яркий, талантливый ребенок любить школу не будет и, по сути, не должен. Потому что там вокруг одно сплошное «надо» – шаблон поведения, одинаковый для всех без исключения. А ребенок рождается творцом, индивидуалистом, имеющим желание и способности осваивать мир не по заданным формулам. Это его естественное состояние, обеспечивающее гармоничное развитие. И испытывая в школе острый внутриличностный конфликт между «хочу» и «надо», он выплескивает его в раздражительность, агрессию, «плохое поведение» и т.д.

 

И что делать?

– Рискую быть закиданным тапками со стороны консерваторов в воспитании, но не надо ребенку вдалбливать любовь к школе. Получите обратный эффект. Да, это труд, это работа на собой. Но если есть друзья, общение, хоть какой-то интерес к изучаемым предметам, идущие на контакт и компромисс учителя – тогда будет увлеченность, и поход в школу не станет перманентным стрессом. Надо договариваться с ребенком, стараться превращать процесс обучения в некий эксперимент, заинтриговывать. А выносить мозг упреками «Ты можешь, но не хочешь учиться на отлично!» – это, простите, муть.

 

 

А чем плоха дисциплина?

– Да, исполнительный, послушный ребенок – это удобно. Но принцип «Ты должен!» утопичен. Он формирует «солдатика»: сказали – сделал.  Если во всем слушается маму, значит потом будет слушаться учителя, слушаться начальника. Отлично. Но! Никакой инициативы и творческого подхода – одни шаблоны при принятии решений и «чужой взгляд» на ситуацию: так приучили, так сказали – значит, так надо! Чужая норма, и ничего своего. Зато много подавленных эмоций, которые трансформируются во фрустрацию, разочарования, обиды и даже болезни.

 

– Но не давать же ребенку полную «вольницу» в плане учебы?

– Я бы сформулировал родительский посыл так: просто старайся все делать хорошо. Для себя, а не для кого-то. А если что-то не получается (ну, не идет у ребенка математика или физкультура) – не применять репрессии. Не надо отбивать у ребенка это желание «стараться делать хорошо». А потом никакого фанатизма и педантизма.

 


♦ Кстати, самый простой способ заинтересовать ребенка учебой — превратить занятия в веселую игру. Учеными доказано, что игровой подход в обучении стимулирует естественное желание узнавать новое, улучшает навыки самоконтроля, развивает усидчивость и терпение. Разнообразные развивающие пособия и книги для нынешних и будущих школьников есть в магазине “АЛФАВИТ“. 

♦ В наличии и на заказ учебники, рабочие тетради к учебникам, прописи, тренажеры, задания, контурные карты, словари, музыкальная литература в наличии и на заказ. Большой выбор канцелярии.

♦ Только сейчас – скидка 10%

“АЛФАВИТ“: рынок “Крупянщик” (Грибоедова, 15),  1 этаж

https://vk.com/alfavit_kovrov33

 

 

 

– А как родителям реагировать, если дневник ребенка пестрит записями о «безобразном поведении»? Да, допустим, чадо так «спускает пары» от внутреннего диссонанса между «хочу» и «надо». Но учителю от этого не легче…

– Спокойно и терпимо. Побеседовать с учителем, уточнить, что он имел в виду под грозной формулировкой. Дать ему обратную связь, чтобы человек почувствовал, что не «кричит в пустоту». А с ребенком? Тоже беседовать. Предельно конкретно. На примерах, на понятных ему аналогиях объяснять, почему этого делать не стоит.

 

 

– Как отличить временные трудности от настоящих проблем? Когда набираться терпения, а когда беспокоиться и обращаться за помощью? И кому надо идти на прием к специалисту? Ребенку? Ребенку в сопровождении родителя? Или сначала самому родителю, чтобы расставить по ранжиру прежде всего собственных тараканов в голове?

 

– Проблема – это когда у ребенка радикально меняется поведение, и это снижает качество жизни семьи в целом. Когда всем дискомфортно, а как изменить ситуацию – непонятно. Идти к специалисту надо вместе, потому что в 80 процентах случаев это «общесемейные психологические аспекты». И обсуждать их нужно коллегиально. Дать ребенку высказаться, выразить мнение «как взрослому». Это нормально. Более того – такие трудные моменты семью сближают и объединяют.

 

– И наконец, с каким «детско-школьными» проблемами вам как врачу приходится чаще всего сталкиваться. И как им можно помощь при помощи психотерапии?

– Появление у ребенка агрессии, реакций протеста, вредных привычек, склонности к лжи, страхов. Задача психотерапии – найти адаптивную модель поведения, чтобы преодолеть трудности. То есть определить те черты личности, опираясь на которые, можно вернуть гармонию во взаимодействие с окружающей действительностью.

 

 

P.S. БОРЩ желает всем, чтобы в новом учебном году в дневники детей можно было заглядывать, предварительно не крестясь. А если все-таки приходится – знайте, вы не одиноки! В доказательство – позитивный фотоколлаж, собранный сотрудниками редакции из дневников своих детей. 

 

 

 

 

 

 

Просмотров статьи: 940

Поделиться новостью