Заодно и помоются. Как в Коврове переживают весну люди и машины
Надеваем резиновые сапоги, не забываем возить с собой трос и лопату, не поддаёмся соблазну вымыть машину и… терпим. Потому что март. БОРЩ пытался понять, почему из года в год дороги в Коврове становятся такими дикими.
А на вашей улице – праздник?
Ковров, ул. Лиственная. Небольшой участок дороги от пересечения с ул. Кедровой до дома №42. Жители не могут выехать на автомобиле из собственного двора, заезжие авто вязнут тут же – дорога превратилась в снежную кашу и стала непроходимой. Попытки преодоления хорошим не кончаются: машины ложатся на «пузо». Выехать можно, если только кто-то сердобольный «дёрнет тросиком», ну а если сильно повезёт – с «толкача», в раскачку… Снежное препятствие преодолимо только на полноприводных.
Дорога указана в перечне объектов для выполнения работ по содержанию и уборке улично-дорожной сети, имеет протяжённость всего-то полкилометра. Однако за зиму грейдер – тот, что за деньги бюджета – здесь ни разу не прошёл. Жители либо вывозили снег за свой счёт, либо переносили его в свои палисадники.
Обращались ли жители Лиственной в мэрию с просьбой принять меры? Неоднократно, настойчиво. Чего не делали в прошлый, бесснежный год, а грейдера всё же дождались. В администрации всегда отвечают вежливо, с сочувствием: «Заявка отправлена. Ждите». Ждали три дня. Грейдер прошёл, оставив крутые отвалы. Толщина снега уменьшилась. Наконец-то можно ездить. Вот такой праздник. С повышением температур здесь будет огромная лужа. Лет 10 назад в ней плавали домашние гуси. Это не шутка.
Часть улицы находится в заметной низине. Воды не доходят до ливнёвки на ул. Славянской, принимающей стоки с Рябиновой и с другой части Лиственной. Ливнёвку здесь оборудовали около 5 лет назад. В перечне объектов, обслуживаемых за счёт бюджета, этого адреса нет. Из года в год чистят её местные жители.
Под зеркальной гладью
Таких улиц, как Лиственная – не центральных, скрытых в глубине жилых кварталов, в Коврове немало. Жители, вынужденные пользоваться ими, испытывают заметные трудности. Весна оголила самые проблемные дорожные участки. Местами – полная непроходимость. Догадываемся: такими дороги стали по той причине, что снег с улиц вывозили не так часто, как хотелось бы. А ливнёвка, куда могла бы стечь талая вода, часто отсутствует.
Могут ли жители взять лопату и решить проблему? Не всегда. В частном секторе зимой настоящие войны разыгрываются на тему чужого снега. Каждый квадратный метр земли под присмотром бдительных соседей, даже если он не частный – городской. Около многоквартирных домов асфальтированные тротуары при колебании температур превращаются в русло для талых вод или в каток.
Мольбами о помощи, негодованием, оскорбительным ором в сторону властей и шутками над сложившейся ситуацией завалены паблики о городе:
«Хотя бы щебнем засыпали, что ли… Почему я должна так ездить? Почему власть про меня забывает? Налоговая вот ни разу не забыла».
«А какой пейзаж вы хотели увидеть весной в нашем болоте? Какие ещё дороги?? Даже снег – каждый год как стихийное бедствие, с ним справиться толку то нет».
«Автомобилистам нашего города на заметку: в случае повреждения вашего авто на наших дорогах, таких как ул.Космонавтов, Муромская, Шмидта и много-много других, фиксируйте повреждения, вызывайте ГИБДД, пусть составляют протокол с причиной “крайне неудовлетворительное состояние дороги” и в суд на нашу доблестную мэрию. Лишить из зарплаты на год за ТАКИЕ дороги».
«Мэрии снег убрать в городе не удалось, но есть шанс реабилитироваться. Пусть арендуют в “Водоканале” и “ВТГ” бочки-илососки и откачивают воду с улиц».
«Аквадискотека. Или шоу-интуиция».
Грибоедова, Волго-Донская, Ватутина, Абельмана, Туманова, Еловая, Космонавтов… Список труднопреодолимых дорог будет длинным, если задаться целью перечислить все.
А что с ремонтом? Общая сумма на ремонт дорог из областного и местного бюджетов в этом году – 150 444, 77 тыс. руб. В рамках соглашения с департаментом Дорожного хозяйства Владимирской области планируется отремонтировать 5 объектов: автомобильные дороги до микрорайона Заря, по ул. Муромской, ул. Космонавтов, ул. Фрунзе, ул. Димитрова (от ул. Муромской до ул. Сосновой). Всего 12,57 км. Работы будут выполняться в летний период. Также рассмотрен вопрос о выделении дополнительного финансирования на выполнение работ по ямочному ремонту дорог и ремонту картами в летний период на сумму порядка 7 млн рублей.
Как бы всё это вывезти…
Было бы проще пережить весну, если бы снег вывозился вовремя всю зиму. БОРЩ уже писал о том, как работает система уборки улично-дорожной сети в Коврове. Если кратко: мэрия выделяет деньги на год. Через конкурс определяется организация, которая берётся за работы. В 2021 году, как и в прежние годы, за 36 640 692,8 рублей взялся работать «ДорТех». Трудятся по заданию мэрии, не возбраняется и труд по инициативе. Казённое учреждение «Город» чистит тротуары и остановки. Как выразился руководитель организации «Народный контроль» Алексей Смирнов по итогам проверок качества зимнего содержания автомобильных дорог в городах Владимирской области, «Состояние дорог – это проблема управления и финансирования. Тех денег, которые выделены в нынешнем снежном году, не хватает на уборку дорог. По результатам проверок и рейдов – не везде власти и управляющие компании реагируют своевременно».
В обязанности «ДорТеха» по контракту входит и прочистка ливневых (дождевых) канализаций. По списку – 97 объектов. Всего на работы отведено 2 млн. руб. Как пояснил редакции БОРЩа директор предприятия Андрей Канифатов, бригада работников следит за ливнёвками периодически, их расчистка выполняется, а от вышеупомянутого контракта денег осталось – лишь на ливнёвки, подметание дорог, посыпку песко-соляной смесью и текущий ремонт дорожных участков щебнем. На этом всё.
Но не будем печалиться. Как сообщила БОРЩу пресс-служба городской администрации, «в связи со сложившимися погодными (климатическими) условиями и большим объемом выпавших осадков, управлением городского хозяйства администрации г. Коврова дополнительно заключено три муниципальных контракта на выполнение работ по вывозу снега с улично-дорожной сети г. Коврова. Работы ведутся поэтапно в порядке очерёдности».
Всего же по состоянию на 23 марта из Коврова на снегосвалку вывезено более 46 000 куб. м. снега. Для сравнения: в марте 2019 года (не будем брать в расчёт странную бесснежную зиму 2019-2020 года) городские службы отчитались о вывозе на снегосвалку 37 тонн снега.
Вода дырочку найдёт?
Как известно, в Коврове, в отличие от многих других городов, единой дождевой канализации нет. Присутствует она фрагментарно. Чаще всего – это наследие советских времён. Жители частных домов (те, что побогаче) нередко оборудуют ливнёвку за собственный счёт. Депутаты городского совета периодически поднимают вопрос о состоянии фрагментов, пытаются продвинуть решение проблем подтопления отдельных участков. И вроде не сказать, что дело не движется.
«Последние реализованные объекты ливневой канализации: в районе д.27 по ул. Волго-Донской; на пересечении ул. Социалистической и ул. Пионерской; в районе д.116 б по ул. Комсомольской; в районе Привокзальной площади; в районе д.2 по ул. Димитрова. Запланированные объекты: в районе д. 33-35 по пр. Ленина; в районе д.94-96 по ул. Еловой. Однако реализация строительства данных объектов возможна при выделении соответствующего бюджетного финансирования в полном объёме на данные цели», – сообщает БОРЩу в ответ на запрос пресс-служба администрации города.
До сей поры не решена проблема на ул. Летней (дорога стоит в воде). Как и много лет назад, плавает в воде по весне окраина Малеевки. В солидных лужах – даже дворы новостроек в микрорайоне Маршала Устинова. В реку после хорошего ливня превращается проспект Ленина.
А как вообще, по мнению властей, должна уходить с городских улиц вода? На этот вопрос в пресс-службе городской администрации БОРЩу ответили следующим образом: «Отвод ливневых и талых вод с улично-дорожной сети города осуществляется в существующие ливнеприёмники, а также на рельеф за счёт естественного уклона согласно Генеральному плану города Коврова».
Ну, вы поняли, да? И тут нет иронии: отвод на рельеф практикуется за рубежом и считается самым надёжным способом. С одним существенным «но»: глухого асфальта быть не должно, в идеале – газон или клумбы ниже уровня дороги.
О строительстве централизованной ливнёвки в Коврове говорят на уровне власти последние лет 15 – не меньше. Движется ли? И об этом мы спросили в мэрии.
«Строительство комплексной центральной ливневой канализации в г. Коврове должно осуществляться на основании разработанной проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу и согласованной с ресурсоснабжающими организациями, – отвечает пресс-служба. – Для подготовки вышеуказанной проектно-сметной документации требуется проведение комплекса геодезических и геологических работ, затраты на которые бюджетом управления городского хозяйства на 2021-23 гг. не предусмотрены в связи с недостаточностью средств местного бюджета. Также требуется внесение изменений в Генеральный план города».
К сожалению, и откачка талых вод с подтопляемых участков – как это делают, например, в Иваново, городскими службами тоже не предусмотрена. По причине отсутствия техники.
Так что терпим, товарищи. Терпим…