Дорогая Лейла Вугаровна. Зачем умницы и красавицы идут работать в школу
Кто он – педагог начальных классов? Чего ждёт от учеников, коллег, родителей? Кто виноват в том, что ребёнок не успевает по предметам? Обретает ли профессия вновь свой престиж и как в неё приходят? Поздравляя всех учеников, родителей и педагогов Коврова с сегодняшним окончанием учебного года, БОРЩ рисует портрет начинающего учителя с натуры.
Тигры и львы не поругаются
Школа 22, пять минут до последнего урока, класс Лейлы Вугаровны Надеждиной. В первом «В» весело: девочки прыгают, мальчики бегают. Первоклашка вручает мне рисунок: «Это вы». Действительно, я. Юная художница и профессию угадала. Между тем, мы видимся впервые.
Дети всё чувствуют и многое предвидят, с возрастом эта способность исчезает. Для них злой не станет добрым, плохой – хорошим. Школа – не место лицедейству. Нужно быть таким, каков ты есть на самом деле. Или работать в другом месте.
– Лейла Вугаровна – хорошая, – начинает со мной разговор девочка с косичками. – Она не ругается. Хотите посмотреть, как мы учимся?
Конечно, хочу. Затем сюда и пришла.
Звонок. Объявляется математический диктант. Не у всех проходит гладко. Дети посвящают учителя во все свои проблемы, та помогает. В задаче – три тигра и два львёнка. «А разве они не поругаются?» – удивляется мальчик за второй партой. Всё очень серьёзно. Но Лейла Вугаровна почти всегда улыбается. Даже когда пытается быть строгой. Она умеет разговаривать одновременно со всеми и вести при этом урок.
А теперь танцы. Да, именно так проходит разминка для первоклассников. Вспоминаю свою, ещё советскую школу: лишние слова, уж тем более движения не поощрялись, учителя имели свойство не меняться внешне много лет и почти всегда были не то чтобы суровы – скорее, напряжены… Об интерактивных досках и новых учебниках все только мечтали.
Сейчас не так. Дети свободны (но в рамках разумного), урок кажется небольшим приключением, а учитель (как им удаётся так хорошо выглядеть?) не столько верховодит, сколько покровительственно дружит с детьми. Сложно ли? Тут каждый для себя решает сам.
♦ Треть педагогов, работающих в системе образования Коврова, старше пенсионного возраста. С учетом потребностей на новый учебный год в общеобразовательных организациях города есть 78 вакансий, из них 18 ставок – учителя начальных классов, 14 – иностранного языка, 12 – математики. Не хватает учителей русского языка и литературы, информатики, географии, физики, технологии, истории, музыки, биологии. В дошкольных организациях города укомплектованность кадрами – 85%, имеется 75 вакансий. Учебная нагрузка между педагогами распределена так, чтобы образовательная программа реализовывалась своевременно и в полном объеме. Это ведёт к значительному увеличению нагрузки. Только аудиторные занятия по предмету составляют в среднем 34 часа, то есть 1,85 ставки ♦
– Всем начинающим непросто, – говорит Елена Геннадьевна Коршунова, учитель начальных классов с 37-летним стажем. – Я к Лейле каждый день захожу, узнать, как дела. Тут ведь и поплакать иногда можно, главное – не на уроке. И приёмчикам своим мы её учим. У нас их много. Держать дисциплину сложно бывает, особенно когда дети ещё совсем маленькие. Каждого надо изучить. Одну уловку на всех не применишь, всё индивидуально. А вообще Лейла – большая умница. Но скромная очень.
В школе 22 большинство учителей имеет внушительный опыт работы. Лейла работает чуть больше года, начинала с преподавания ИЗО в средних классах. Теперь – учитель начальных классов. Говорит, не было среди коллег тех, кто не захотел бы помочь.
Лейлу Вугаровну часто просят заменить учителей из классов постарше. Педагоги со стажем считают, что такая практика учит получше любого колледжа и даже вуза. Но в вуз учитель Надеждина всё-таки поступила – в педагогический, во Владимир, на заочное отделение. Говорит, что работа с учёбой удачно сочетаются.
Из села Фоминки
Лейла родилась в Коврове, а в возрасте 8 лет оказалась у на воспитании у бабушки в селе Фоминки Гороховецкого района. Училась в школе, помогала по хозяйству и… писала рассказы.
– Однажды на моих глазах собака попала под машину, – рассказывает Лейла. – Водитель оказался к этому равнодушен. Случай очень впечатлил меня. Собаку мы потом спасали, она осталась жива. Я написала об этом короткий рассказ. Вообще о животных люблю писать. Участвовала несколько лет подряд в конкурсе «Проба пера», занимала призовые места. Я от работы с текстом настоящее удовольствие получала. Мне казалось, что профессия журналиста близка к литературному творчеству. Хотела поступить на журфак во Владимир. Но баллов не хватило.
Лейла поступила в Муромский педагогический колледж. Училась на «отлично», первый педагогический опыт получала в коррекционной школе, с детьми, имеющими особенности развития.
– Мы всей группой были там на практике, – говорит Лейла, – дети очень сложные, с серьёзными нарушениями, в том числе оставшиеся без родителей. Им по 13-14 лет, в классе по 5 человек, каждый день с ними проходили программу первого класса. Это сложно, поверьте. Урок должен быть ярким, запоминающимся. Такие дети очень плохо усваивают информацию, поэтому приходилось одно и то же повторять много раз. А эмоционально они очень и очень отзывчивы. Обниматься любят.
После колледжа Лейла в родную Фоминскую школу работать не пошла. Хотелось города, интересного и большого.
– Почему в Муроме не остались?
– Ковров мне нравится больше. Муром – хороший, но скучноват. Хотя, я периодически думаю вернуться туда – встретиться с одногруппниками. В Коврове – движение, масштаб, много благоустроенных мест. Общественные места активно облагораживают. Приятно посмотреть, есть где прогуляться. Я живу здесь всего два года, не успела узнать город полностью.
Трое Надеждиных
– Вы же совершенно русская. Откуда имя?
– Папа так назвал, он азербайджанец. А мама русская.
На этом разговор о родителях исчерпывается. У Лейлы непростая семейная история, она оставляет её при себе, пряча где-то очень-очень глубоко.
Своими лучшими друзьями она считает братьев: Руслану 21 год, он учится в КГТА и работает на крупном городском предприятии, Даниилу – 18, студент энергомеханического колледжа. Живут Надеждины втроём в небольшой квартирке, их навещает мама.
Несмотря на то, что труд учителя начальных классов, да ещё и в самом начале карьеры, оплачивается не очень щедро, Лейла не жалуется – говорит, денег хватает. Главным у Надеждиных считается Руслан. Живут, по мнению нашей героини, дружно. Но наводить порядок в доме приходится только ей. А вот готовить, и непременно вкусно, умеет каждый.
Вне школы Лейла любит рисовать, сериалы, книги-хорроры, кино про супер-героев и особенно – о Гарри Поттере. А сходство нашей героини с Гермионой Грейнждер очевидно: вьющиеся волосы (только спрятанные в тугие косы), любознательность, любовь к порядку и, конечно же, свой собственный кот по имени Кузя. Всё, как у настоящего сказочного героя.
Злиться-то не получается
Лейла устроилась на работу в школу через управление образования. Предложили сразу несколько мест, в том числе – в учреждении с коррекционными классами. Почему выбрала именно 22 школу, сама не знает – по велению сердца, что ли.
– Мне поначалу было очень сложно, я боялась, что не найдём с детьми общего языка. А через пару уроков поняла, что очень неплохо их понимаю. Может, потому, что я и сама чувствую себя иногда ребёнком.
– В Вашем классе – не только русские дети…
– Да, у нас есть ученики других национальностей. Очень собранные, дисциплинированные. Думают и говорят по-русски. А вообще все дети в моём классе, несмотря на разный уровень подготовки, толковые.
– Дисциплину держать сложно с первоклашками, дети вообще часто испытывают взрослых на прочность… У Вас есть свои методы?
– Замечание в дневник и звонок родителям – это крайняя мера. Как правило, нам с ребятами всегда удаётся договориться. Мне проще улыбнуться, чем стукнуть по столу. Меня всегда в детях что-то удивляет и забавляет, злиться просто не получается. С родителями детей хорошо общаемся, всё обсуждаем в вайбере. Если речь о внеклассном мероприятии, они мне очень помогают.
– Лейла, а почему всё-таки педагогика?
– Я ещё на первом курсе колледжа могла оставить это дело и попробовать опять поступить в вуз. Но уж если начала, надо результата добиться – такой характер. Что касается заработков, я почему-то никогда о них не думала. Мне очень нравится, когда дети узнают что-то новое. Они непритворно удивляются. Вот из недавнего: для детей на уроке было открытием, что Солнце – это звезда! Такая открытая наивность и искренность!
– Если школьник не успевает по предмету…
– …я сильно нервничаю в таких случаях.
– У Вас есть нелюбимый предмет?
– Физкультура, наверное. Мне не всегда удаётся детей собрать. А голос повышать очень и очень не люблю.
– Лейла, как Вы считаете: учитель должен воспитывать или его функция – просто дать знания?
– Отделить одно от другого не получится всё равно. Тем более с такими маленькими.
– Как Ваши родные относятся к выбору профессии?
– Гордятся мной. Бабушка моя, Ольга Александровна, особенно рада, что я работаю в школе. Она всегда считала, что у меня есть способности к педагогике: я в детстве брату часто с уроками помогала.
В первом классе нет оценок. Лейла говорит, что если бы их ставила, то все «двойки» считала бы своими, личными. Потому что если ребёнок не усвоил материал, то учитель виноват. Вместе с родителем, конечно. Иначе, по мнению молодого педагога, и быть не может. Как жаль, что так считают далеко не все…
(текст: Ольга Рождественская, фото: Александр Соколов)