Ковровской православной гимназии – 15 лет! Чему и как здесь учат?
В этом году ковровская православная гимназия отпразднует 15-летний юбилей. В 2006-м за парты первого и единственного в городе негосударственного образовательного заведения за парты сели всего 7 первоклассников. В этом сентябре к учёбе приступят уже полторы сотни учеников, в том числе и первые будущие выпускники. Директор гимназии священник Михаил Бунтилов рассказал «БОРЩу», как организован учебный процесс и почему неправильно считать «православным уклоном» специфику учебного учреждения, а его само – «теплицей» для детей.
– Отец Михаил, кому принадлежит идея создать в Коврове православную гимназию?
– Вполне естественно, что церковь, воспитывая своих чад, формирует у них запрос, чтобы это воспитание можно было получить не только в храме и в семье, но и там, где ребёнок, учась, проводит 11 лет жизни. Владыка Евлогий, будучи архиепископом и митрополитом владимирской земли, в течение своей пастырской деятельности проповедовал эту идею. И мы далеко не первые, кто этот формат воспринял (сейчас в регионе действуют 6 православных гимназий, старейшая из которых основана в 1999 году – прим. автора). Нашим учредителем является Владимирская Епархия, она определяет кадровый состав учебного заведения и задаёт направление работы.
– Как оно сформулировано?
– Христианское воспитание детей наряду с полноценном образование по всем федеральным государственным стандартам.
– Отличается ли процедура аккредитации негосударственного учебного заведения?
– Должен сказать, что подошли к нам строго, но справедливо, поблажек не делали. Закон об образовании в плане лицензирования предъявляет к нам те же требования, что и к государственным школам, плюс мы должны подтвердить, что имеем здание в собственности. Программы – такие же, как в обычных школах, такие же требования к персоналу и материальной базе.
– Как финансируется деятельность гимназии?
– Имея государственную аккредитацию, мы обеспечены частичным государственным финансированием. Но, так как оно подушевое, а школа у нас малокомплектная, направляемые средства не охватывают всех сторон нашей деятельности. Например, у нас много предметов мировоззренческого плана – для них нужны педагоги и помещения. Или воспитательная работа – она очень серьёзная и тоже требует значительных ресурсов. Это и многое другое обеспечиваем за счёт церковных средств и за счёт пожертвований.
– Кто вас поддерживает?
– Много лет сотрудничаем с «Асконой» и с благотворительным фондом «ПроДобро», созданным этой компанией. Меценаты приобретают для нас учебники, наглядные пособия. Например, благодаря помощи фонда в 2019-2020 годах мы смогли оборудовать и «узаконить» кабинеты технологии, биологии и химии – до этого времени приходилось пользовались услугами соседней школы. В прошлом году нам отремонтировали спортзал. Этим летом мы попросили у БФ «ПроДобро» уличные теннисные столы и иное спортивно-игровое оборудование: в начальной школе у нас есть продлёнка, мы оборудовали во дворе место для прогулок. Кроме этого, благотворители предоставляют нам рождественские подарки, организуют для учеников поездки в Доброград. Ещё одна весомая помощь – регулярные медосмотры персонала. Огромная благодарность шефам за многогранную и регулярную заботу.
– Какие предметы помимо тех, которые преподаются в светских школах, изучают ваши ученики?
– Историю христианства, литургику, катехизис, православное краеведение, церковную архитектуру, пение, церковнославянский язык, а также основы православной семьи, христианской нравственности и т.п. По всем предметам ученики аттестуются.
– Есть предмет, который труднее всего даётся гимназистам?
– Любой предмет труден и невыносим для тех, кто с церковью не связан.
– Воцерковлённость ребёнка – это обязательное условие для приёма его в ряды гимназистов?
– Не единственное. Желающих учиться в православной гимназии сейчас вдвое больше, чем мы можем принять. Поэтому учитываем и то, насколько семья гимназиста и сам ребёнок близки к церкви, а также уровень подготовленности к учёбе, если речь о первокласснике, или уровень успеваемости, если это не первый класс.
– Значит ли это, что ваши выпускники обязаны продолжить обучение по религиозной линии и избрать профессию, связанную с церковью?
– Конечно, наличие тех, кто пойдёт по духовной линии, – показатель эффективности нашей работы. Но условия мы не ставим. Выпускники получают аттестат гособразца и вольны поступать, куда хотят. Хотя, конечно, мы рассчитываем, что часть из них выберут церковную деятельность.
– Есть такие?
– Пока сказать сложно. Первый выпуск гимназистов ещё только состоится в новом учебном году. Желающие – есть. У нас действует группа «Духовное образование», она объединяет человек пятнадцать. Это как раз те дети, которые не исключают, что пойдут дальше в плане образования. Мы посещаем семинарии, богословские вузы, регентские школы. Но, повторюсь, нам гораздо важнее заложить в учеников христианское воспитание.
– Что вы подразумеваете под этим термином?
– Понимание смысла жизни.
– И что это? Бескорыстное служение Богу или людям?
– Это попытка рассуждать в рамках земного бытия или профессиональной деятельности. Подобные ориентиры вряд ли послужат поддержкой в трудной ситуации – например, когда надо чем-то (а может, и всем) пожертвовать или когда случилась трагедия. Для нас смысл жизни – то, что ждёт в её конце. Вечность как награда – с этой позиции мы учим оценивать поступки, делать выбор. Насколько глубоко это происходит, сложно сказать однозначно – каждый ребёнок уникален. Но кто хоть отчасти имеет подобное в душе, всё-таки во многом по-другому строит жизнь. Поэтому неправильно называть нашу систему «школой с православным уклоном». Это больше, чем просто «уклон», это – формирование мировоззрения.
– Думаю, самое распространённое обывательское сомнение в том, что стоит отдавать ребёнка в православную школу, заключается в боязни, что после нескольких «тепличных» лет человек всё равно попадёт в жёсткий реальный мир и испытает «падение идеалов»…
– Наши ученики не изолированы от мира, особенно если учесть, что большую роль в нём сейчас играет виртуальное общение. И конфликты у нас тоже есть, и проблемы. А вы думаете, чем директор занимается (смеётся)?
– За какую провинность в последний раз вы вызывали к себе ученика?
– За то, что курил в школе. Поэтому не надо думать, что тут «теплица». Да, мы ставим планку повыше, но дети-то – всё те же.
– Нарушитель школьного устава был сурово наказан?
– Мы предложили родителям перевести сына в обычную школу. Конечно, не за единичный факт, а с учётом, скажем так, предыстории.
– Кстати, о виртуальном общении: вы уходили на дистанционку?
– Да, как и все образовательные учреждения. Напрягали педсостав, чтобы работать в зум-формате, когда все ученики были на связи с учителем, а не просто получали задания по интернету. Но должен сказать, что для нас это неприемлемо. Образование при этом существенно теряет продуктивность, а духовное воспитание практически невозможно.
– Вы сами привились от коронавируса?
– Да. Что касается коллектива, то обязать не могу, но объявил, что если кто-то не вакцинируется, заболеет и станет источником заражения, это будет расценено как крайняя безответственность, за которую придётся отвечать.
– Какой личный контраргумент вы можете привести противникам вакцинации?
– Сейчас о вакцинации рассуждают все, кому не лень. Но моё убеждение: прислушиваться стоит только к тем людям, которые несут личную ответственность за сказанное.
– В завершении интервью поделитесь задумками на будущее: что хочется изменить, добавить, усовершенствовать в гимназии? Говоря более конкретно: какие есть точки приложения помощи меценатов, если таковы пожелают отозваться?
– Если из глобальных, то оборудовать и расписать храм, строительство которого мы сейчас ведём на территории гимназии. Если рассуждать о нуждах приземлённых, то хотим, например, организовать школьное радио, для чего нужна аппаратура. Задумок много, но мы понимаем, что просим не одни. Поэтому в очередной раз благодарю всех, кто нас поддерживает и, в первую очередь, благотворительный фонд «ПроДобро» – в случае с ним мы всегда стараемся просить скромно, а получаем обильно.
(текст: Рина Сметанюк, фото: Александр Соколов)