21 сентября 2020

Два с половиной миллиона зелёных. Как ковровский лесокомбинат восстанавливает лёгкие планеты

Каждый год, в третье воскресенье сентября, в России отмечается День работников леса – тех, кто призван сохранить, переработать и реализовать главное богатство страны. БОРЩ побывал в ковровском лесокомбинате и узнал, что не из каждой шишки вырастет ёлка, увидел теплицы для сосен, выяснил, сколько необходимо деревьев ковровчанам для полноценного дыхания и в каком продмаркете мы каждый день видим продукцию предприятия с 84-летней историей. Обо всём рассказал директор лесокомбината Юрий Назаров.

 

img_1596-1280x854-1

 

♦ Юрий Степанович Назаров родился в Воронежской области, в 1975 году с отличием окончил Воронежский лесотехнический институт. Попал в Ковров по распределению. Трудовую биографию начал начальником склада ковровского лесокомбината. С тех пор он не покидал предприятие, 40 лет работает его генеральным директором. Ковровский лесокомбинат, основанный в 1936 году, единственным в области сумел выстоять в “лихие девяностые” и полностью сохранил производство. С 1997 года Юрий Назаров возглавляет ещё и районный совет народных депутатов, причем трудится исключительно на общественных началах ♦

 

– Лес называют «лёгкими планеты». Насколько здоровы лёгкие у Ковровского района?

– В России лес занимает 8 миллионов кв. км (четверть мирового лесного пространства даёт право России считаться богатой страной). В Ковровском районе лесных насаждений –  примерно 110 тысяч гектаров. Ученые и лесоводы утверждают, что нашему району лесов пока достаточно, и население не испытывает экологических сложностей и проблем.

– Это благодаря щедрости природы или бережливому отношению человека?

– И то, и другое. Наше предприятие уже несколько десятков лет занимается лесозаготовками, при этом параллельно – лесовосстановлением.

 

img_4255-1280x853-1

 

img_4260-1280x853-1

 

 

 

 

 

♦ Сейчас в ковровском лесокомбинате трудятся около 400 человек. У предприятия есть две производственные площадки в посёлках Мелехово и Восход и одна лесозаготовительная в Ковровском районе – её площадь около ста гектаров. В парке предприятия – около 50 единиц техники – от простейшего трактора до современной лесозаготовительной машины Ponsse, способной преодолевать самые непролазные чащобы и поднимать до 13 тонн груза ♦

 

 

 

– Когда лес  можно рубить, а когда нужно поберечь?

– Мы имеем дело с промышленным лесом, и вырубаем лишь подходящий по возрасту. Например, хозяйственная ценность березы высока в 80 лет, а осины – в 60, сосна и ель востребованы в 90 лет.Если деревья «перестаивают», то становятся потом пригодны только на дрова: переспелым считается 120-летний лес. В нашем районе такие деревья есть, хотя и мало – в основном, они сохранились в национальных парках, охраняемых или защитных зелёных зонах. Старые сосны можно увидеть и в городе: на первый взгляд – ровные  и могучие, а верхушки уже сухие. И такие деревья опасны: могут свалиться от сильного ветра. Лес рубится строго по нормативам и рекомендациям. Мы вырубаем 250-270 гектаров или 80 тысяч кубометров в год. И значит столько же леса должны искусственно восстановить.

 

img_4157-1280x853-1

 

 

 

 

 

– Высадить саженцев?

– Саженцами они становятся через несколько лет, а сначала надо прорастить семена. В советские времена существовал селекционный материал, сейчас с этим хуже, но тем не менее отбор и сейчас есть: не каждая сосна дает полноценные семена, их собирают с элитных деревьев. Затем при определённой температуре посевочный материал высушивается и только потом готовится к посадке. Ежегодно мы покупаем 30-40 кг семян, после чего отвозим в специальную лабораторию костромской семенной станции. Там семена анализируют, “пробуют” и дают заключение, пригодны ли они к посадке. Потом два с половиной миллиона полноценных семян мы высаживаем в теплицы.

Когда “рассада” достигнет определённого размера, пересаживаем её в борозды, причем на гектар земли по нормативу приходится 4800-5500 саженцев. Шесть лет ухаживаем за ними, и только потом «отпускаем на волю». Каждый саженец оцениваем на соответствие стандартам: для каждой породы определены высота, диаметр стволика и т.д. Хотя в последнее время наши стандарты «нарушают» лоси, съедая макушки и превращая дерево в куст.

Следующие 7 лет наша задача – присмотр за деревцами в лесу, чтоб их «не забивал» травостой и не затеняли взрослые кустарники. Погибшие и съеденные экземпляры приходится заменять специально предусмотренным резервом. В нашем деле главное – непрерывный процесс: если срубил, то обязательно посади.

Есть, конечно, лесные массивы, где срублено, а посадить невозможно. Например, сосна не будет расти в сырых местах – такие территории остаются под естественное заращивание: природа сама распорядится и засадит землю, например, березой и осиной – менее ценными с точки зрения промышленности породами.

 

 

 

 

 

 

img_4359-1280x1920-1

 

 

img_4323-1280x853-1Ассортимент ковровского лесокомбината – от примитивной доски до мебельных заготовок. Ключевые покупатели находятся в Европе, в частности, Эстонии и Англии. Туда уходит пиломатериал, который требует тщательной сортировки и обработки – не приемлемы не то что гниль и трещина, но даже смоляные карманы или выпадающие сучки.  В России востребована сращеный погонаж и мебельный щит. Продукцию из них можно встретить, например, в сети магазинов товаров для дома и дачи «Леруа Мерлен». А если зайдёте в магазин «Пятёрочка» в любом городе страны, то знайте, что хлебные полки тоже сделаны из ковровской древесины 

 

– Какие деревья – самые востребованные, а какие – у вас самые любимые?

– В нашем регионе самые ценные – сосна и ель. А осина – как на огороде сорняк. Но как сорняк идёт на корм, так и осина идёт на спички. Более 20 тысяч наименований продукции сейчас изготовляется из дерева, а раньше – и того больше. Были времена –  а я работаю 45 лет –  мы даже кору заготавливали, её использовали для дубильных экстрактов в обувной промышленности. В ракетной технике и авиационной промышленности требовалась смола или живица. Раньше перед тем, как лес шёл в рубку, из него «выжимали» всё: и почки, и ветки для хвойно-витаминной муки – её применяли в парфюмерии и как корм скоту. Сейчас это никому не нужно, и  лес “отдаёт” малую часть того, что могла бы использовать промышленность.

Наше предприятие занимается переработкой древесины. Около 25 лет работаем на экспорт и поставляем заграницу продукции на 10-12 миллионов рублей в месяц.  Это помогло лесокомбинату пережить лихие 90-е, кризис 2008 года, помогает держаться на плаву и сейчас : на внутреннем рынке обычно предложений больше, чем надо, он захлебывается, а внешний  рынок стабильно нуждается в поставках. Кроме того в России востребованность леса сезонная – в зимнее время спрос меньше. Хотя после окончания самоизоляции, у нас, наоборот, спрос опережает предложение: предприятия и производства работают с удвоенной скоростью. Особенно в Коврове и Ульяновске, которые являются дверниками-лидерами.

 

img_4397-1280x853-1

 

 

 

В нашей области больше хвойных насаждений. Примерно вдвое чем листвы. Сосна и ель – универсальные породы, из которых можно делать все: окна, полы, двери, потолки, мебель. Береза тоже востребована, из нее получаются хорошая мебель, строительные материалы, например, ковровская фанера- березовая. Из осины продукции немного меньше, но и она есть в большинстве домов, например, в виде ламината или вагонки в бане. Даже в кирпичи добавляют опилки осины.

Какие люблю деревья? Сосну – за практичность, берёзу – за красоту, а ёлку – за Новый год!

 

♦ Пару лет назад ковровский лесокомбинат добровольно оформил сертификат FSC. Документ выдаёт международная организация ForestStewardshipCouncil тем лесозаготовителям или лесопереработчикам, которые добровольно берут на себя обязательства соблюдать принципы минимизации негативного воздействия на природу. Они, к слову, намного жестче национального лесного законодательства. Например, при сплошной рубке запрещено нарушать биотопы – места максимальной концентрации флоры и фауны. Лесовальные машины «обходят» овраги с упавшими деревьями или низины у рек – чтобы было где гнездиться птицам или строить хатки бобрам. Соблюдение стандартов FSC ежегодно проверяют независимые эксперты. Без наличия этого сертификата заключить контракты с европейскими покупателям невозможно ♦

 

 

img_1567-1280x854-1

 

♦ Юрий Назаров: “Поздравляю всех работников лесной промышленности, деревообрабатывающей промышленности и особенно работников лесного хозяйства с профессиональным праздником! Желаю здоровья, долгих лет жизни и, самое главное, такой самоотдачи на работе, чтобы наше будущее поколение получило от нас полноценную сырьевую базу и богатые лесные ресурсы!” ♦

 

 

 

(фото: Александр Соколов)

Просмотров статьи: 661

Поделиться новостью