Виват, Яковлев! За что ковровского гонщика называли злодеем и носили на руках

Сегодня, 5 мая, исполняется 80 лет самому яркому представителю ковровской школы мотокросса Александру Яковлеву. Его техника езды, отличавшаяся напором, а порой со стороны казавшаяся просто безрассудством, всегда придавала гонке с его участием незабываемую зрелищность и приносила желанную победу мотокроссмену. Его знал каждый ковровский мальчишка, и перед традиционным зимним мотокроссом всех интересовал вопрос: “А Яковлев выступает?” Зная, что Яковлев будет, зрители шли смотреть, как надо побеждать. БОРЩ взял у юбиляра интервью. 

 

ковров, городковров, вковрове, новости Коврова, журналборщ, борщмедиа, борщковров, айковров, в коврове, ковровские вести, мотокросс, александр, яковлев, журналборщ, борщмедиа
Александр Яковлев, 1965 год

 

Родился Александр в мае 1941 года. Работать начал рано, как и многие ковровские мальчишки. В 14 лет стал учеником токаря на заводе Дегтярёва и в это же время начал увлекаться мотоциклами – записался в заводскую секцию мотоспорта.

Я родился в Коврове, и этим всё сказано, – так объясняет свою мотолюбовь Александр Дмитриевич. – В городе, где производили мотоциклы, только на них и передвигались: на работу, на рыбалку, за грибами… Тогда на мотокросс как на демонстрацию ходили. У меня есть снимки, где меня, когда я финишировал, на руках вместе с мотоциклом качали”.

 

♦ Александр Яковлев отдал мотоспорту более полувека. Он – чемпион Европы, двукратный чемпион СССР, шестикратный чемпион России, победитель 30 международных мотокроссов. Ковровчанин входил в десятку сильнейших гонщиков мира. По завершении спортивной карьеры пять лет тренировал сборную Советского Союза, воспитал 30 мастеров, 3 мастеров спорта международного класса, 19 чемпионов страны по мотокроссу ♦

 

Мотоцикл Яковлева, 1965 год

 

В 16 лет Яковлев получил права и сразу начал выступать. Однако его мама была категорически против опасного спорта, и дядя, который в то время был главным инженером завода имени Дегтярёва, запретил брать его в заводскую команду. Это не остановило Александр в увлечении мотоспортом – он начал свою спортивную карьеру в городском клубе ДОСААФ. Когда стало понятно, что упрямого юношу не остановить, его взяли в команду ЗиДа.

Моими кумирами были гонщик Жоэль Робер, которого за скоростную и эффектную езду назвали бельгийским снарядом, и наш Виктор Арбеков, который наоборот гонял без лишних прыжков и буксовок, берёг машину и при этом не терял ни секунды. Он, кстати, в итоге в 1964 году “сделал” титулованного бельгийца на чемпионате Европы”, – рассказывает Яковлев.

 

ковров, городковров, вковрове, новости Коврова, журналборщ, борщмедиа, борщковров, айковров, в коврове, ковровские вести, мотокросс, александр, яковлев, арбеков, журналборщ, борщмедиа
Виктор Арбеков и Александр Яковлев, победители 12 зимнего ковровского мотокросса, 1968 год

 

В ту пору ковровская мототрасса располагалась за Заречной Слободкой. Там регулярно проводились мототурниры, и в сентябре 1957 года 16-летний Яковлев на областных соревнованиях среди юниоров одержал первую победу, пройдя дистанцию в 37, 5 километра за 71 минуты и 2 секунды. А уже в 1960 году Александр стал бронзовым призёром чемпионата Союза, удостоился звания “Мастер спорта СССР” и был включён в сборную страны.

 

♦ “Моя самая дорогая награда – диплом с подписью Юрия Гагарина. Я получил его в ноябре 1962 года, когда дослуживал последний год в армии. Гонка проходила в Лужниках, а главным судьей был легендарный космонавт. Он мне, победителю, пожал руку и подарил кроме диплома три золотые стопки, покрытые снаружи эмалью. Таких больше ни у кого нет. Эта награда мне дороже всех медалей и кубков европейских, дороже пластины с орлом за четвертое место на чемпионате мира в Германии, дороже итальянской медали из чистого золота”, – делится мотогонщик ♦

 

ковров, городковров, вковрове, новости Коврова, журналборщ, борщмедиа, борщковров, айковров, в коврове, ковровские вести, мотокросс, александр, яковлев, гагарин, журналборщ, борщмедиа

 

 

11 лет Александр Яковлев защищал честь ковровского завода им. Дегтярёва и 7 лет был членом сборной команды СССР по мотокроссу. На его счету – победы в тридцати международных мотокроссах в Болгарии, Румынии, Венгрии, Югославии, Франции, Чехословакии, Голландии. Он – обладатель золотых и серебряных медалей чемпионата Европы, состоявшихся в Германии, Австрии и Италии. Яковлев вспоминает, что в Болгарии на склоны Шипки приходили по двести тысяч зрителей, чтобы поболеть за мотогонщиков.

Когда выходил на старт, у меня мурашки бежали от этого зрелища”, – признаётся Александр Дмитриевич, добавляя, что в Болгарии за три года в трёх городах он выиграл 9 кроссов и один раз стал серебряным призёром. В этой стране и сейчас его считают легендой мотоциклетного спорта: “Если я прихожу в какое-то общественное место, меня всегда представляют посетителям“.

 

Чемпионат мира по мотокроссу, Швейцария, 1964 год: Александр Яковлев (первый слева)

 

Спортивные фанаты боготворили советского гонщика. За яростный стиль езды Яковлева в шутку прозвали злодеем.

На стартовой линии выстроились гонщики в классе 175 “кубиков”. Яковлев занял место во втором ряду. Но едва опустили вниз флажок, как он бросился вперёд и успел первым проскочить на трассу. На ураганной скорости круг за кругов он шёл к финишу и первым пересёк его. Зрители аплодировали ему на протяжении всего заезда. А на дистанции творились серьёзные вещи: большинство гонщиков не справлялось с трассой, многие то и дело падали“, – так писал о Яковлеве в 1968 году спортивный журналист газеты “Знамя труда” Владимир Истаров. Тогда гонщик выиграл свой четвёртый по счету мотоцикл “Восход”.

 

Яковлев на ковровской трассе

 

Ветеран мотоспорта признаётся, что мог бы “доехать” и до титула чемпиона мира, если бы позволила техника: выступал спортсмен преимущественно на экспериментальных, сделанных специально для него, ковровских мотоциклах, а они всё-таки не дотягивали до чешских “Чезетов”, считавшихся во времена СССР непобедимыми и по скорости, и по износоустойчивости.

“Когда у тебя экспериментальный мотоцикл, то не знаешь, что у него завтра сломается. Я пять золотых медалей проиграл из-за того, что мотоцикл ломался и приходилось сходить с дистанции. Однажды мои мотоциклы из-за аварии застряли в Польше. Дали мне новый «Чезет», так я на нем сразу выиграл заезд Кросса наций в Швейцарии, а потом и в Италии, несмотря на то, что два круга ехал со сломанной ногой“, – говорит гонщик.

 

ковров, городковров, вковрове, новости Коврова, журналборщ, борщмедиа, борщковров, айковров, в коврове, ковровские вести, мотокросс, александр, яковлев, на руках, журналборщ, борщмедиа
Победителя 10-го зимнего мотокросса ковровские болельщики качали на руках вместе с мотоциклом. 1966 год.

 

До 1968 года ковровский мотогонщик участвовал в 40-50 заездах ежегодно! Увы, что число травм в жёстком виде спорта не отстаёт от числа наград. После очередного перелома Яковлев на 20 лет сделал перерыв в карьере и занялся тренерской работой. Сначала занимался с командой спортклуба завода имени Дегтярёва, затем с командой владимирского клуба ДОСААФ, командой Центрального мотоклуба в Москве, а с 1983 по 1988 годы – тренировал сборную команду СССР по мотокроссу.

 

Команда завода имени Дегтярёва, тренер – Александр Дмитриевич Яковлев

 

 

Если вышел на страт – надо выигрывать. Таков был мой спортивный принцип. Этому же учил и воспитанников – стремлению защитить честь клуба во что бы то ни стало. Да, спортивная злость быть должна – как у боксёров, когда хочешь-не хочешь, в бить в лицо сопернику надо“, – признаётся великий спортсмен.

 

♦ Мне особенно дороги медали «Тренеру чемпиона Союза». У меня их восемнадцать. Но самый успешный мой ученик – это ковровчанин Володя Кавинов, дважды на чемпионате мира ставший серебряным призером и два раза – бронзовым ♦

 

 

Боец по жизни – это самое точное определение характера Александра Яковлева: 50-летний юбилей гонщик решил отметить… возвращением на мототрассу! Он вновь стал гонять уже среди ветеранов и побеждать в европейских турнирах. В 1996 году в Чехии он занял первое место, в 1998 году в Голландии – второе, в 1999 году во Франции – третье.

Попутно со спортивной карьерой, обретшей второе дыхание, в 1991 году ковровчанин, к тому моменту переехавший во Владимир, возглавил известный спортивный клуб «Весна», который быстро стал сильнейшим в стране и взрастил таких маститых гонщиков как Резвов, Ледовской, Селивёрстов, Селиванов, Кагарлицкий и Поздняков. За 27 лет руководства им прославленный спортсмен воспитал около тысячи учеников, организовал и провел во Владимире более 30 международных мотокроссов.

 

Тренер и юный болгарский мотогонщик, 2021 год

 

И даже уйдя в 2015 году на заслуженный отдых, “сидеть на печи” Яковлев так и не стал. Много времени ковровчанин проводит в Болгарии, где продолжает передавать свой опыт талантливой молодёжи, глубоко сожалея, что отечественный мотоспорт переживает далеко не лучшие времена. БОРЩ поздравляет юбиляра с днём рождения и желает ему здоровья и ещё много тренерских побед! В том числе – да случится такое чудо! – и российских.

 

 

(текст: Мирита Дружина, фото: архив героя публикации, moto-kovrov.ru, kovrovsport.ru, )

 

 

 

БорЩидзе

Варю БОРЩ


Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


О нас

Сайт для тех, кто ценит своё свободное время и готов тратить его только на приятное и полезное чтение. Мы пишем о политике, бизнесе, культуре, спорте, истории и жизни Коврова, судьбах его жителей.

Копирование материалов сайта без разрешения редакции или ссылки на источник запрещено законом – статьей 146 УК РФ “Нарушение авторских и смежных прав”


Свяжитесь с нами

Звоните нам