Ковров архитектурный. Где находился тюремный замок и что стало с особняком дочери Треумова
В первой части статьи “Ковров архитектурный” БОРЩ познакомил читателей сайта с такими зодчими, как Алексей Вершинский, Николай Артлебен и Григорий Рибас. Сегодня наш рассказ об архитекторах, работавших в Коврове в XIX – XX веках, и об их творениях, которые можно по-прежнему увидеть на улицах города.
Как и в случае с Г. Н. Рибасом, ещё одним “архитектором одного здания” в Коврове стал Сергей Петрович Брагин (1859 – 1898) – младший архитектор Строительного отделения Владимирского губернского Правления, автор церкви в честь Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных или, как её называли в старину, “церкви при тюремном замке”.
Сегодня это небольшое двухэтажное краснокирпичное строение находится в составе комплекса зданий организации “Водоканал” (ул. Першутова, 33), однако ещё в начале прошлого столетия оно относилось к Ковровской пересыльной тюрьме, занимавшей квартал на углу улиц Базарной и Дворянской (современных ул. Першутова и Федорова соответственно).
Возведение домовой церкви при Ковровской пересыльной тюрьме по проекту Сергея Брагина началось в 1893 году, а финансировать строительство, помимо пожертвований простых горожан, вызвался Иван Андреевич Треумов – богатейший ковровский фабрикант и меценат второй половины XIX века. В соответствии с ведущими архитектурными тенденциями своего времени, Брагин выполнил проект Михаило-Архангельской церкви в популярном в те годы псевдорусском стиле в так называемой “кирпичной технике” с обилием декоративных элементов – арочных кокошников, фигурных карнизов и других украшений.
К сожалению, скупые биографические данные не позволяют нам подробно рассказать о жизни Брагина, однако загадочный поворот в его судьбе, связанный со строительством Михаило-Архангельской церкви, заслуживает отдельного упоминания. Как известно, финансировавший строительство храма Иван Треумов скончался в 1899 году от психического расстройства в результате трагического происшествия на охоте, когда не то преднамеренно, не то случайно фабрикант застрелил земского начальника Дмитрия Петровича Манькова (подробную историю этого происшествия рассказывал в одной из своих статей краевед Николай Фролов). Однако самое удивительное совпадение заключается в том, что автор проекта церкви Сергей Брагин скоропостижно скончался буквально за год до смерти Треумова, и причиной его кончины также стало психическое расстройство. Существует версия (правда, документально подтвердить или опровергнуть ее пока не удалось), что незавершенная церковь достраивалась под руководством нового владимирского епархиального архитектора Николая Корицкого, о творчестве которого мы расскажем прямо сейчас.
Николай Дмитриевич Корицкий (1854 – 1915) занял должность владимирского епархиального архитектора в 1882 году, сменив на этом посту своего предшественника Николая Артлебена (о нем мы уже рассказывали в первой части статьи). Надо сказать, что в этой должности Корицкий немало сделал для развития Коврова – так, уже в 1883 году по его проекту на углу улиц Московской и Подьяческой (современных ул. Абельмана и Карла Маркса соответственно) было выстроено одно из самых высоких сооружений тогдашнего города – краснокирпичная водонапорная башня с большим железным баком на 7200 ведер. В сущности, именно благодаря ее постройке Ковров обзавелся полноценным водопроводом, что стало крупным шагом на пути развития городской инфраструктуры.
Однако наиболее ярко архитектурный талант Корицкого проявился в начале XX столетия – в 1903 – 1904 годах, в честь 100-летнего юбилея Коврова в статусе города, зодчий возвёл целый ряд общественных сооружений на ул. Павловской (современной ул. Дегтярёва). Так, в 1904 году под руководством Корицкого на ул. Павловской было выстроено здание пожарного депо, тут же ставшее новой высотной доминантой улицы (современный адрес – ул. Дегтярева, 61). С высокой каланчи здания открывался вид практически на весь тогдашний город, и, завидев пожар, дежурный бил в сигнальный колокол и поднимал на специальную мачту черные сигнальные шары, оповещавшие пожарную команду о районе и силе пожара. Сегодня спроектированное Корицким здание пожарного депо является старейшей действующей постройкой подобного назначения в области.
Кроме того, в 1903 – 1904 годах неподалеку от пожарного депо, в соседнем квартале Павловской улицы зодчий возвёл два двухэтажных краснокирпичных здания, предназначавшихся для образовательных учреждений, – приходского и четырехклассного училищ (современные адреса – ул. Дегтярева, 65 и 67 соответственно).
По задумке Корицкого, обе постройки, обнесенные ажурной оградой, составляли единый архитектурный ансамбль, в который также входили небольшой сад и богато украшенная каменная часовня (к сожалению, она была утрачена в годы хрущевской антирелигиозной кампании). Примечательно, что спроектированный Николаем Корицким комплекс на ул. Павловской верно служит городскому образованию до сих пор – в здании бывшего приходского училища в настоящее время располагается Межшкольный учебно-производственный комбинат, а в здании четырехклассного училища – Детская художественная школа.
Наконец, последним владимирским епархиальным архитектором, сменившим на этом посту Николая Корицкого и занимавшим его вплоть до революции 1917 года, стал Леонид Михайлович Шерер (1882 – 1948). Как и свои предшественники, он не обошёл вниманием Ковров и возвёл в нём сразу два значимых архитектурных памятника, украшающих город и по сей день. Первым из них стала церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, заложенная в 1913 году на территории Знаменской женской общины, в те годы ещё отделённой от города густым сосновым бором (современный адрес – ул. Первомайская, 28А). Краснокирпичный храм в псевдорусском стиле строился на пожертвования горожан с 1913 по 1918 год, однако из-за начавшихся революционных событий освятить его так и не успели.
Леонид Шерер является одним из немногих местных зодчих дореволюционного периода, продолживших работать в Коврове и после установления советской власти, – в частности, в 1922 – 1924 годах по его проекту была произведена перестройка незаконченного дворянского особняка на ул. Абельмана в клуб для рабочих одноименной ткацкой фабрики (современный ДК им. В. П. Ногина).
Огромный каменный особняк на углу улиц Московской и Дворянской (современных ул. Абельмана и Федорова соответственно) был заложен ещё до революции и предназначался для новоиспеченной супружеской пары – казначейского бухгалтера Николая Львовича Масальского и Прасковьи Ивановны Лопатниковой, дочери миллионера Ивана Треумова. Получив после свадьбы огромное треумовское приданое, Масальский затеял строительство самого роскошного в городе особняка, призванного затмить соседние дворянские и купеческие владения, однако вскоре грянула революция 1917 года, и недостроенный дом был муниципализирован.
Некоторое время на тогда еще главной ковровской улице “красовалась” замороженная стройка, пока в 1922 году Леонид Шерер не разработал проект фабричного клуба на основе уже возведённых к тому моменту конструкций. Примечательно, что, несмотря на необходимость отчасти основываться на планировке прежнего строения, в здании удалось создать уникальную акустику, идеально подходящую для выступлений оперных исполнителей и организации концертов классической музыки. И по сей день в области нет ни одного дома культуры, сравнимого по акустике с ДК им. В. П. Ногина.
Продолжение следует…
(текст, фото: Денис Грабкин, заглавное фото: Игорь Волков)