28 мая 2021

Ковров архитектурный. Где находился тюремный замок и что стало с особняком дочери Треумова

В первой части статьи “Ковров архитектурный” БОРЩ познакомил читателей сайта с такими зодчими, как Алексей Вершинский, Николай Артлебен и Григорий Рибас. Сегодня наш рассказ об архитекторах, работавших в Коврове в XIX – XX веках, и об их творениях, которые можно по-прежнему увидеть на улицах города.

Михаило-Архангельская церковь. Архитектор С. П. Брагин

 

Как и в случае с Г. Н. Рибасом, ещё одним “архитектором одного здания” в Коврове стал Сергей Петрович Брагин (1859 – 1898) – младший архитектор Строительного отделения Владимирского губернского Правления, автор церкви в честь Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных или, как её называли в старину, “церкви при тюремном замке”.

Сегодня это небольшое двухэтажное краснокирпичное строение находится в составе комплекса зданий организации “Водоканал” (ул. Першутова, 33), однако ещё в начале прошлого столетия оно относилось к Ковровской пересыльной тюрьме, занимавшей квартал на углу улиц Базарной и Дворянской (современных ул. Першутова и Федорова соответственно).

Возведение домовой церкви при Ковровской пересыльной тюрьме по проекту Сергея Брагина началось в 1893 году, а финансировать строительство, помимо пожертвований простых горожан, вызвался Иван Андреевич Треумов – богатейший ковровский фабрикант и меценат второй половины XIX века. В соответствии с ведущими архитектурными тенденциями своего времени, Брагин выполнил проект Михаило-Архангельской церкви в популярном в те годы псевдорусском стиле в так называемой “кирпичной технике” с обилием декоративных элементов – арочных кокошников, фигурных карнизов и других украшений.

Водонапорная башня на ул. Абельмана. Архитектор Н. Д. Корицкий

К сожалению, скупые биографические данные не позволяют нам подробно рассказать о жизни Брагина, однако загадочный поворот в его судьбе, связанный со строительством Михаило-Архангельской церкви, заслуживает отдельного упоминания. Как известно, финансировавший строительство храма Иван Треумов скончался в 1899 году от психического расстройства в результате трагического происшествия на охоте, когда не то преднамеренно, не то случайно фабрикант застрелил земского начальника Дмитрия Петровича Манькова (подробную историю этого происшествия рассказывал в одной из своих статей краевед Николай Фролов). Однако самое удивительное совпадение заключается в том, что автор проекта церкви Сергей Брагин скоропостижно скончался буквально за год до смерти Треумова, и причиной его кончины также стало психическое расстройство. Существует версия (правда, документально подтвердить или опровергнуть ее пока не удалось), что незавершенная церковь достраивалась под руководством нового владимирского епархиального архитектора Николая Корицкого, о творчестве которого мы расскажем прямо сейчас.

Николай Дмитриевич Корицкий (1854 – 1915) занял должность владимирского епархиального архитектора в 1882 году, сменив на этом посту своего предшественника Николая Артлебена (о нем мы уже рассказывали в первой части статьи). Надо сказать, что в этой должности Корицкий немало сделал для развития Коврова – так, уже в 1883 году по его проекту на углу улиц Московской и Подьяческой (современных ул. Абельмана и Карла Маркса соответственно) было выстроено одно из самых высоких сооружений тогдашнего города – краснокирпичная водонапорная башня с большим железным баком на 7200 ведер. В сущности, именно благодаря ее постройке Ковров обзавелся полноценным водопроводом, что стало крупным шагом на пути развития городской инфраструктуры.

 

Здание пожарного депо. Архитектор Н. Д. Корицкий

 

Однако наиболее ярко архитектурный талант Корицкого проявился в начале XX столетия – в 1903 – 1904 годах, в честь 100-летнего юбилея Коврова в статусе города, зодчий возвёл целый ряд общественных сооружений на ул. Павловской (современной ул. Дегтярёва). Так, в 1904 году под руководством Корицкого на ул. Павловской было выстроено здание пожарного депо, тут же ставшее новой высотной доминантой улицы (современный адрес – ул. Дегтярева, 61). С высокой каланчи здания открывался вид практически на весь тогдашний город, и, завидев пожар, дежурный бил в сигнальный колокол и поднимал на специальную мачту черные сигнальные шары, оповещавшие пожарную команду о районе и силе пожара. Сегодня спроектированное Корицким здание пожарного депо является старейшей действующей постройкой подобного назначения в области.

 

Здание приходского училища. Архитектор Н. Д. Корицкий

 

Кроме того, в 1903 – 1904 годах неподалеку от пожарного депо, в соседнем квартале Павловской улицы зодчий возвёл два двухэтажных краснокирпичных здания, предназначавшихся для образовательных учреждений, – приходского и четырехклассного училищ (современные адреса – ул. Дегтярева, 65 и 67 соответственно).

 

Здание четырехклассного училища. Архитектор Н. Д. Корицкий

 

По задумке Корицкого, обе постройки, обнесенные ажурной оградой, составляли единый архитектурный ансамбль, в который также входили небольшой сад и богато украшенная каменная часовня (к сожалению, она была утрачена в годы хрущевской антирелигиозной кампании). Примечательно, что спроектированный Николаем Корицким комплекс на ул. Павловской верно служит городскому образованию до сих пор – в здании бывшего приходского училища в настоящее время располагается Межшкольный учебно-производственный комбинат, а в здании четырехклассного училища – Детская художественная школа.

Наконец, последним владимирским епархиальным архитектором, сменившим на этом посту Николая Корицкого и занимавшим его вплоть до революции 1917 года, стал Леонид Михайлович Шерер (1882 – 1948). Как и свои предшественники, он не обошёл вниманием Ковров и возвёл в нём сразу два значимых архитектурных памятника, украшающих город и по сей день. Первым из них стала церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, заложенная в 1913 году на территории Знаменской женской общины, в те годы ещё отделённой от города густым сосновым бором (современный адрес – ул. Первомайская, 28А). Краснокирпичный храм в псевдорусском стиле строился на пожертвования горожан с 1913 по 1918 год, однако из-за начавшихся революционных событий освятить его так и не успели.

 

Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. Архитектор Л. М. Шерер

 

Леонид Шерер является одним из немногих местных зодчих дореволюционного периода, продолживших работать в Коврове и после установления советской власти, – в частности, в 1922 – 1924 годах по его проекту была произведена перестройка незаконченного дворянского особняка на ул. Абельмана в клуб для рабочих одноименной ткацкой фабрики (современный ДК им. В. П. Ногина).

Огромный каменный особняк на углу улиц Московской и Дворянской (современных ул. Абельмана и Федорова соответственно) был заложен ещё до революции и предназначался для новоиспеченной супружеской пары – казначейского бухгалтера Николая Львовича Масальского и Прасковьи Ивановны Лопатниковой, дочери миллионера Ивана Треумова. Получив после свадьбы огромное треумовское приданое, Масальский затеял строительство самого роскошного в городе особняка, призванного затмить соседние дворянские и купеческие владения, однако вскоре грянула революция 1917 года, и недостроенный дом был муниципализирован.

Некоторое время на тогда еще главной ковровской улице “красовалась” замороженная стройка, пока в 1922 году Леонид Шерер не разработал проект фабричного клуба на основе уже возведённых к тому моменту конструкций. Примечательно, что, несмотря на необходимость отчасти основываться на планировке прежнего строения, в здании удалось создать уникальную акустику, идеально подходящую для выступлений оперных исполнителей и организации концертов классической музыки. И по сей день в области нет ни одного дома культуры, сравнимого по акустике с ДК им. В. П. Ногина.

 

Дом культуры им. В. П. Ногина. Перестроен по проекту Л. М. Шерера

 

Продолжение следует…

 

(текст, фото: Денис Грабкин, заглавное фото: Игорь Волков)

 

 

Поделиться новостью