30 апреля 2021

“Поддержка с земли”: пять невидимых бойцов пожарной охраны Коврова

Сегодня, в День пожарной охраны, много хороших слов будет сказано в адрес пожарных, тех людей, которые, рискуя собой, не страшась огня, шагают в неизвестность, чтобы спасти чью-то жизнь. А вот о диспетчерах пожарной охраны вспомнят немногие. А ведь именно они, хрупкие девушки ковровского пожарно-спасательного гарнизона, являются связующим звеном между спасателями и теми, кто просит о помощи. И во многом от их профессионализма, опыта и даже интуиции зависит исход схватки с огнём. 

 

диспетчер Татьяна Лощакова

 

Центральный пункт пожарной связи – это сердце пожарной охраны. Здесь сутки через трое работает диспетчер, который аккумулирует все сведения о пожарной безопасности в городе и районе: сколько техники и сколько личного состава сегодня заступило на дежурство, сколько человек остается на ночь в каждой больнице и в каждом учреждении с ночным пребыванием людей, какой за сутки произошел подъем воды в реках в период паводка, какие дороги перекрыты в следствии ремонта или аварии.

 

 

 

Ольга Матвеева, Галина Пичугина, Татьяна Лощакова, Мария Рожкова и Евгения Яшина помогают пожарным в борьбе с огнём – как это модно сейчас называть – удалённо. Но это нисколько не умаляет огромной ответственности, которую несут “некрасовские женщины”. Потому что «разведка пожара» (это профессиональный термин) начинается с момента поступления по телефону 101 сообщения о беде. Диспетчер, получив адрес и минимальные данные о случившемся, в кратчайшие сроки принимает решение, какие пожарные машины нужно отправить. Если это частный деревянный дом в городе, то отправляются только автоцистерны, если многоэтажный дом, то – ещё и автолестница или автоколенчатый подъёмник. Если пожар произошел в районе, а там есть местные пожарные, то диспетчер отправляет их тоже, тем более что они территориально могут находиться намного ближе к горящему зданию и поэтому приедут быстрее пожарных из города.

 

 

 

Когда пожарные подразделения выехали, у диспетчера есть несколько минут, чтобы узнать у заявителя подробности: как сильно горит, есть ли в горящем доме или квартире люди, газовые баллоны, канистры с легковоспламеняющимися жидкостями… Вся информация тут же передается по рации руководителю тушения пожара, чтобы он ещё в пути принимал решения по расстановке сил и средств, а также о необходимости установки автоцистерны на водоисточник.

 

♦ Установка автоцистерны на водоисточник происходит всегда, когда есть информация о серьёзном пожаре – если горит дом, квартира, есть угроза распространения на соседние строения. Во всех пожарных автоцистернах всегда есть вода, но её (около 3 тонн воды) хватает на 5-7 минут тушения. И когда вода закончится, пожарным нужно будет уезжать к ближайшему гидранту или водоёму, чтобы заправиться. Так вот во время серьёзного пожара одна автоцистерна сразу едет на ближайший гидрант или водоём и начинает качать из него воду, которая по специально проложенной магистральной линии из пожарных рукавов бесперебойно подается к месту пожара. И пожарным не приходится уезжать с места пожара ♦

 

В зависимости от ситуации диспетчер связывается со всеми службами жизнеобеспечения города, и при необходимости на пожар выезжают сотрудники газовой службы, электрики, полиция, ГИБДД и скорая медицинская помощь. Мы не преувеличим, если скажем, что от диспетчера напрямую зависят жизни людей и исход тушения пожара: насколько быстро и правильно она приняла решение об отправки подразделений, как общается с заявителем, как координирует его действия и поддерживает эмоциональное состояние.

 

диспетчер Евгения Яшина

 

 

Диспетчер должен быть спокойным и хладнокровным, что бы ни происходило на другом конце провода – звонящий должен слышать только уверенный и спокойный голос, четко дающий инструкции. Разговаривать вежливо и спокойно со всеми, кто бы ни позвонил, учат в первые дни стажировки. Потому что люди звонят круглосуточно, и люди звонят разные. Есть те, кто просто ошибся номером, есть такие, кто уверен, что позвонил в службу поддержки мобильного телефона и просят разблокировать сим-карту. Каждый день по несколько раз звонит бабушка и спрашивает, какое число, который час и какая погода на улице. Если в течение дня она не позвонила, диспетчеры начинают переживать – не случилось ли что…

 

♦ Около 4 тысяч телефонных звонков за год принимают диспетчеры пожарной охраны Коврова ♦

 

Однажды с самого утра и без перерыва начали поступать звонки с одного и тоже неизвестного номера. В трубке слышался детский лепет: «Агу-агу». Диспетчер поняла, что ребёнок играет с родительским телефоном. Ей пришлось в буквальном смысле долго и упорно докрикиваться до мамы младенца, чтобы она забрала у малыша “игрушку”, парализовавшую линию экстренной связи с пожарными.

 

Вот опять зазвонил телефон, и диспетчер снова принимает сообщение о пожаре – не будем ей мешать. Она сейчас отправит своих бойцов на помощь людям, а сама будет переживать за них, но виду не подаст. Они воюют со стихией вместе – пожарные на том конце радиоволны бьются с пламенем, а она обеспечивает “поддержку с земли”, чтобы в любой момент отправить помощь.

 

 

 

(текст и фото: Наталья Никитина) 

 

 

Поделиться новостью