Дарья Стембольская: о том, почему, зная, что “эффект Моцарта” – это миф, нужно брать на концерт детей
28 мая в Коврове откроется 18-й фестиваль классической музыки «Добротворский». Его площадкой традиционно станет ДК им. Ногина. Ценителей классики в живом исполнении ждут два концерта: в первый день на сцене дома культуры выступит музыкальный коллектив Ave Classic, а 30 мая – фестивальный оркестр «Добротворский» под руководством руководителя Школы искусств им. Иорданского и основателя фестиваля Александра Швецова. Директор фестиваля Дарья Стембольская рассказала БОРЩу почему стоит посетить оба дня музыкального мероприятия, давно признанного визитной карточкой Коврова. Причём с детьми. Причём, зная, что “эффект Моцарта” – это миф.
– Почему в этом году “Добротворский”, обычно имевший многодневную программу, сокращён до двух концертов?
– В этом году мы проводим фестиваль уже 18-й раз. Каждый год, составляя Положение о проведении, сами удивляемся, как долго “Добротворский” с нами, а мы с ним. К большому сожалению, всё в нашей жизни, хорошее и качественное, стоит денег. 2020 год столкнул всех нас с суровой реальностью. Мы безмерно благодарны нашему генеральному спонсору – президенту группы компаний “Аскона” Владимиру Седову и директору благотворительного фонда «ПроДобро» Алле Кочетковой за то, что даже в такое тяжёлое время нам оказывают посильную поддержку. Однако имеющихся средств оказалось недостаточно для реализации полноформатного, уже привычного слушателю, концепта фестиваля… Но не будем о грустном, мы искренне верим, что настанут лучшие времена!
– Как, учитывая нынешний сжатый формат “Добротворского”, формировалась программа концертов?
– Мы всегда стараемся быть разносторонними во всём. И в этом году мы не стали отходить от своих традиций. Всегда играть «что-то знакомое» для нас значит не расти, не двигаться дальше. Это мы стараемся донести и до нашего слушателя. Конечно, без «хитов» не обойтись, но и просвещать публику мы не забываем. Поэтому программа фестиваля – это всегда у баланс между “радостью узнавания” и “удивлением открытия нового”.
♦ Летом 1787 года чета Моцартов праздновала пятую годовщину брака и ждала ребёнка. Желая порадовать жену, он пишет в её честь «Маленькую ночную серенаду». Констанце немного обидно – её знаменитый муж столько произведений посвящает другим людям, даже её сестре, Алоизии Вебер, в которую когда-то Вольфганг был влюблён. И вот она получает от него трогательное подношение – самую прекрасную музыку, которую ей доводилось когда-либо слышать. Менее романтично настроенные историки допускают, что серенада, которая прозвучит на заключительном концерте фестиваля “Добротворский”, была всё-таки кем-то заказана. В 1799 году вдова Моцарта продала её вместе с массой других работ издательству, которое позже опубликовало ноты ♦
– Участники фестиваля – наши старые добрые друзья? Или будут те, кто выступят в Коврове впервые?
– Новых имён в этом году немного, но одно из них стоит десятерых! Оксана Герасименок – выпускница Белорусской академии музыки (класс профессора А.Б. Янпольского), где в последствии талантливейшая скрипачка осталась преподавать на кафедре струнных смычковых инструментов, совмещая педагогическую деятельность с работой концертмейстера камерного оркестра музыкальной капеллы “Сонорус”. Оксана сотрудничала с ведущими коллективами и музыкантами Европы, среди которых Арноль Кац, Валерий Гергиев, Кшиштов Пендерецкий, Миша Майский, Юлия Фишер, Джошуа Белл, Дэвид Хоуп, Франк Питер Циммерманн, Монсеррат Кабалье и другие. Надеюсь, эти имена знают многие. А старые добрые друзья – это Ave Classic, артисты государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», они уже знакомы нашей публике и горячо ею любимы. Но и среди них появится новое имя – альтист Василий Данилец, совсем недавно пришедший в оркестр, молодой, перспективный музыкант.
♦ Содружество музыкантов Ave Classic было создано в 2011 году артистами государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова. Репертуар музыкантов обширен: от камерной музыки эпохи барокко до современных композиторов. Термин «содружество» выбрали сами музыканты. «Так мы можем не ограничиваться в выборе состава исполнителей – это может быть, например, классический струнный квартет или квинтет с духовым инструментом или роялем. Музыканты меняются, благодаря чему публика знакомится с новыми именами”, – объяснил художественный руководитель Ave Classic Виталий Хандрас ♦
– Классика признана отличным средством музыкотерапии. Исходя из этого, кому стоит “принять как лекарство” музыку первого дня фестиваля, а кому подойдёт второй? Есть же понятие “эффект Моцарта”. А вот в чём заключается “эффект Шнитке” или “эффект Чайковского”, произведения которых будут звучать в рамках “Добротворского”?
– (смеётся) В книге Дона Кэмпбелла, по сути, утверждающего, что произведения Моцарта – это волшебные «таблетки от всего», можно чётко отследить всего лишь монетизацию мифа о так называемом «эффекте», что конечно же не исключает гениальность самого Моцарта и его шедевров. Для меня смысл музыки заключается в пробуждений чувств. Но не каждая музыка пробуждает только приятные чувства. Например, симфонии Малера кого-то восхищают грандиозностью, а некоторым в них явственно “видится лицо Смерти” – согласитесь, так себе «музыкотерапия»…
Литература вызывает эмоции через повествование, художники изображают чувства на лицах героев своих полотен. Это весьма точные, “названные своими именами” вещи. Но как составленные в определённом порядке ноты могут вызвать невероятный спектр человеческих эмоций? В этом и есть сила и загадка музыки. Она может натолкнуть нас на какие-то мысли, заставить плакать и смеяться, вернуться в далёкие воспоминания, придать сил… Но какая это будет музыка для конкретного человека – совершенно непредсказуемо. Поэтому мы и стараемся дать своим слушателям музыкальное многообразие, среди которого каждый найдёт произведения по душе.
♦ В 50-е годы 20 века французский врач Альфред А. Томатис предположил, что плавные тридцатисекундные переходы от forte к piano, которые Моцарт использовал в произведениях, совпадают с биоритмами головного мозга. В 1991 году вышла книга «Почему Моцарт?», в которой Томатис предположил, что музыка способна развивать и лечить мозг, употребив понятие «эффект Моцарта». В 1993 году американские исследователи Френсис Раушер и Дэвид Шоу продолжили изучение влияние музыки знаменитого австрийца: они проиграли несколько сонат группе испытуемых перед тестом на пространственное мышление. Результаты теста показали повышение концентрации внимания и скорости решения предложенных задач. Эффект сохранялся только 15 минут, о чём исследователи написали в научной работе. Но результаты были истолкованы общественностью и СМИ как «улучшение работы мозга в целом».
На этом мифе основана вышедшая в 1997 году книга американца Дона Кэмпбелла «Эффект Моцарта: сила музыки – исцелит тело, укрепит ум и раскроет творческий дух», вдогонку к которой автор выпустил аудиодиски с «правильной» подборкой классических произведений. Через пару лет в Германии было проведено масштабное (инициированное правительством страны!) исследование на упомянутую тему. Свои выводы учёные сформулировали так: “Прослушивание Моцарта или любой другой музыки, которая вам нравится, не сделает вас умнее,но может помочь решить конкретную задачу. Это связано с обычным явлением в нейропсихологии – возбудителями удовольствия». Проще говоря: интенсивная эмоция вызывает у человека прилив энергии – вот суть “эффекта Моцарта” ♦
– Есть технически сложные произведения в программе фестиваля?
– Технически сложны все произведения. В-главных, потому, что полный состав музыкантов собирается вместе буквально накануне концертов. Плотные гастрольные графики не дают свободы во времени, с трудом удаётся выкроить и те несколько дней, что идёт фестиваль. В остальном, профессионализм и огромный опыт наших музыкантов нивелирует те технические трудности, с которыми мы периодически сталкиваемся.
– Как слушать музыку с детьми в концертном зале? Ждать, когда дитя подрастёт и “созреет” для классики? Или приходить и пробовать понемногу, пусть даже при этом соседи закатывают глаза и хмурятся?
– Нет-нет! Ни в коем случае не ждать! Я всегда стараюсь брать дочку на концерты, спектакли, конечно, я при этом выхожу из зоны комфорта очень далеко, но всё равно каждый раз стараюсь “ловить дзен”. На самом деле это проблемы взрослых людей, как мне кажется. Очень хотелось бы, чтобы дети слушали и познавали себя через музыку. Поэтому я очень люблю детский абонемент у «Виртуозов», где детям официально разрешается бегать, петь и танцевать прямо в концертном зале.
– Некий музыкальный сюрприз в программе – это “фишка” фестиваля. Чем удивит “Добротворский” на этот раз?
– Осторожно, спойлер!(смеётся) На самом деле большой интриги нет, так получается, что каждый заключительный концерт строится на смешении эпох, стилей, жанров, эдакий «микс», который и нравится зрителям.
♦ Музыку Альфреда Шнитке можно услышать почти в восьмидесяти художественных, документальных и мультипликационных фильмах, среди которых такие киношедевры, как «Вызываем огонь на себя», «Белорусский вокзал», «Горячий снег», «Экипаж», «Сказка странствий», «Отец Сергий», «Рикки-Тикки-Тави», «Мёртвые души».
Блестящую «Сюиту в старинном стиле», которую легко можно принять за музыку, созданную в эпоху барокко, сам Шнитке считал настолько откровенной стилизацией, что поначалу даже не желал ставить на ней своё имя. И даже после того, как произведение приобрело большую известность, а автора после успешного исполнения цикла вызывали на сцену, он никогда не выходил. Популярность «Сюиты в старинном стиле» настолько велика, что её переложения сделаны для виолончели и фортепиано, флейты и фортепиано, виолы д’амур, клавесина и ударных, альта и камерного оркестра, трубы и фортепиано, скрипки и аккордеона. На фестивале “Добротворский” произведение прозвучит в исполнении струнного квартета ♦
– В этом году “Добротворский” зарегистрировался на одном из донат-сервисов (интернет-платформа для приёма пожертвований – прим. ред). На что требуются средства? И сколько удалось собрать, насколько люди готовы финансово поддерживать фестиваль классической музыки?
– Опять о грустном… Основные статьи расходов при проведении фестиваля – транспортировка, размещение, питание, техническое оснащение, гонорары, реклама. Суммы немаленькие. А с учётом того, что цены на билеты мы не поднимали более пяти лет, а цены на ранее озвученные затраты растут невероятно быстро, нам всё сложнее оставаться на том уровне, к которому мы пришли за эти 18 лет. Пока сложно судить о результатах, но наши просьбы о поддержке не остались незамеченными, это факт. И более чем приятно то, что помогают музыканты, друзья и участники фестиваля прошлых лет, которые очень хотят вновь стать музыкальными гостями нашего города. Это ли не честь для ковровского слушателя?
♦ Финансово поддержать фестиваль классической музыки “Добротворский” можно на платформе . Организаторы музыкального мероприятия будут признательны даже за самый скромный “донат”. Ведь даже самая величественная симфония начинается с одной “маленькой” ноты ♦