Ковров златоглавый: какую церковь не вернули верующим и что значит “переселиться к Иоанну Воину”
Уже более столетия въезд в Ковров со стороны побережья Клязьмы украшает живописная панорама с тремя выстроившимися в ряд храмами – Спасо-Преображенским и Христорождественским соборами и Иоанно-Воинской церковью. Однако перечень исторических религиозных построек в городе отнюдь не исчерпывается только ими – до революции в Коврове было возведено по меньшей мере полтора десятка соборов, церквей и часовен. Сегодня мы предлагаем обратиться к истории религиозного наследия старого Коврова и проследить судьбы как ныне существующих, так и давно утраченных ковровских храмов.
Старейшим ковровским храмом и старейшей постройкой города в целом является Христорождественский собор. Его история уходит корнями в глубь веков – по преданию, еще в XII веке сын легендарного зверолова Елифана Василий срубил на этом месте деревянную церковь в память о чудесном спасении князя Андрея Боголюбского от лютых декабрьских морозов в канун Рождества. Впоследствии деревянный храм неоднократно перестраивался, однако неизменно оставался центральным сооружением села Коврово, во все стороны от которого разрастался будущий город.
Дата постройки нынешнего каменного собора до сих пор вызывает споры у краеведов – предположительно, он был возведен в период между 1657-м и 1696-м годами, однако не исключена и более ранняя датировка сооружения. Вообще, полная белых пятен история храма послужила поводом для возникновения большого числа связанных с ним легенд – так, например, существует предание, что он был возведен на основе остатков легендарного замка князей Ковровых, само существование которого до сих пор остается одной из главных краеведческих загадок. Кроме того, помимо своего религиозного значения, Христорождественский собор также интересен тем, что в разное время в его стенах бывали крупные деятели русской истории, среди которых – император Александр II, поэт Василий Жуковский, князь Иван Долгоруков и другие.
Как известно, современная улица Першутова, сменившая за свою долгую историю несколько имен, некогда была главной улицей села, а затем и города Коврова и не утратила своего значения даже после переноса городского центра выше по склону, на улицу Московскую (ныне – ул. Абельмана). Собственно, этим и объясняется наличие на улице Першутова сразу нескольких крупных храмов, уже более века служащих высотными доминантами старого Коврова.
Так, неподалеку от Христорождественского собора находится церковь во имя св. великомученика Иоанна Воина – второй по времени возникновения каменный ковровский храм. Первая деревянная церковь на его месте возникла еще в конце XV столетия и носила статус кладбищенской при старинном городском погосте – “кладбище князей Ковровых” (в настоящее время – Иоанно-Воинский некрополь). Нынешнее каменное здание церкви сооружалось в период с 1811 по 1827 гг. по проекту владимирских губернских архитекторов Алексея Вершинского и Евграфа Петрова, а в качестве наиболее крупных благотворителей, профинансировавших строительство, выступили отставной титулярный советник Петр Ошанин (далекий потомок князей Ковровых) и мещанин Иван Апарин. Кстати, интересно, что вскоре после строительства Иоанно-Воинской церкви и переноса по аналогии ее названия на местное кладбище у ковровчан возникло своеобразное выражение-эвфемизм, обозначающее “умереть”, – “переселиться к Иоанну Воину”.
Наконец, третьим храмом, формирующим живописную панораму побережья Клязьмы, является величественный Спасо-Преображенский собор. Сегодня не каждый знает, что когда-то на его месте находился “городской общественный сад” – первый ковровский парк, разбитый в 1846 году. Однако в последней трети XIX века облик этого места кардинально изменился – в связи с прокладкой Московско-Нижегородской железной дороги и последовавшим за ней увеличением численности населения Коврова у горожан возникла потребность в новом просторном храме, способном вместить большое число прихожан. В результате в 1876 году на месте первого ковровского парка началось возведение крупного краснокирпичного храма с высокой колокольней, проект которого был разработан владимирским епархиальным архитектором Николаем Артлебеном. Пожертвования на его строительство внесли как простые горожане, так и представители известных дворянских и купеческих фамилий – купцы Сомовы и Дунаевы, дворяне Култашевы и другие, а сами строительные работы заняли восемь лет и были завершены в 1884 году.
С приходом советской власти собор был закрыт, а его подвалы некоторое время использовались в качестве камер городской тюрьмы, которая прежде находилась в соседнем квартале, на месте современного здания организации “Водоканал”. Примечательно, что Спасо-Преображенский собор стал первым ковровским храмом, возвращенным верующим, – его передача церкви состоялась в 1991 году.
Помимо трех вышеназванных храмов, своими высотными силуэтами формирующих панораму ковровского побережья, на старинной улице Першутова можно увидеть еще одно церковное сооружение, в настоящее время находящееся в составе комплекса зданий организации “Водоканал” (современный адрес – ул. Першутова, 33). Речь идет о церкви в честь Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных – небольшом краснокирпичном храме в псевдорусском стиле, выстроенном в 1893 – 1899 годах в качестве домового храма при Ковровской пересыльной тюрьме (как мы уже отмечали, прежде городская тюрьма находилась в квартале на углу современных улиц Федорова и Першутова).
Автором проекта Михаило-Архангельской церкви выступил архитектор Строительного отделения Владимирского губернского Правления Сергей Брагин, а главным меценатом, профинансировавшим строительство, стал богатейший ковровский фабрикант Иван Треумов. К сожалению, век Михаило-Архангельской церкви оказался недолог – по своему прямому назначению она использовалась немногим более двадцати лет, после чего в 1926 году была закрыта и использовалась как служебная постройка в составе городской тюрьмы. В 1980-х годах все здания прежнего тюремного комплекса за исключением Михаило-Архангельской церкви были снесены, однако, в отличие от других ковровских храмов, она так и не была отреставрирована и возвращена церкви – хочется верить, что ее возрождение еще состоится.
Апрельским днем 1866 года император Александр II совершал прогулку по Летнему саду в Петербурге, когда в него внезапно выстрелил народоволец Дмитрий Каракозов. Лишь благодаря находившемуся рядом крестьянину Осипу Комиссарову, который ударил террориста по руке, трагедии удалось избежать. Весть о чудесном спасении государя быстро разлетелась по всем уголкам Российской империи, и вскоре это событие было увековечено строительством многочисленных храмов и часовен в самых разных городах страны.
Именно так в железнодорожном поселке Заведение на южной окраине тогдашнего Коврова появилась церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Этот краснокирпичный храм строился на протяжении семи лет – в 1868 – 1875 годах, а автором его проекта выступил уже известный нам владимирский епархиальный архитектор Николай Артлебен. Название новому храму решено было дать в честь Феодоровской иконы Божией Матери – с самого начала царствования династии Романовых она считалась небесной заступницей императорского Дома.
В советское время в частично перестроенном здании церкви непродолжительное время располагался клуб при Ковровских железнодорожных мастерских, на открытии которого в 1924 году лично присутствовал тогдашний нарком путей сообщения СССР Я. Э. Рудзутак, а в дальнейшем церковь использовалась как учебный пункт воинской части и склад. Возрождение исторического храма состоялось в 1990-х годах, а в последующие годы был восстановлен его первозданный архитектурный облик.
Продолжение следует…
При подготовке материала использованы исторические работы О. А. Моняковой, И. Н. Зудиной, Н. В. Фролова.
(текст: Денис Грабкин, фото: Денис Грабкин, архив Ковровского историко-мемориального музея)