Виват, Яковлев! За что ковровского гонщика называли злодеем и носили на руках
Сегодня, 5 мая, исполняется 80 лет самому яркому представителю ковровской школы мотокросса Александру Яковлеву. Его техника езды, отличавшаяся напором, а порой со стороны казавшаяся просто безрассудством, всегда придавала гонке с его участием незабываемую зрелищность и приносила желанную победу мотокроссмену. Его знал каждый ковровский мальчишка, и перед традиционным зимним мотокроссом всех интересовал вопрос: “А Яковлев выступает?” Зная, что Яковлев будет, зрители шли смотреть, как надо побеждать. БОРЩ взял у юбиляра интервью.
Родился Александр в мае 1941 года. Работать начал рано, как и многие ковровские мальчишки. В 14 лет стал учеником токаря на заводе Дегтярёва и в это же время начал увлекаться мотоциклами – записался в заводскую секцию мотоспорта.
“Я родился в Коврове, и этим всё сказано, – так объясняет свою мотолюбовь Александр Дмитриевич. – В городе, где производили мотоциклы, только на них и передвигались: на работу, на рыбалку, за грибами… Тогда на мотокросс как на демонстрацию ходили. У меня есть снимки, где меня, когда я финишировал, на руках вместе с мотоциклом качали”.
♦ Александр Яковлев отдал мотоспорту более полувека. Он – чемпион Европы, двукратный чемпион СССР, шестикратный чемпион России, победитель 30 международных мотокроссов. Ковровчанин входил в десятку сильнейших гонщиков мира. По завершении спортивной карьеры пять лет тренировал сборную Советского Союза, воспитал 30 мастеров, 3 мастеров спорта международного класса, 19 чемпионов страны по мотокроссу ♦
В 16 лет Яковлев получил права и сразу начал выступать. Однако его мама была категорически против опасного спорта, и дядя, который в то время был главным инженером завода имени Дегтярёва, запретил брать его в заводскую команду. Это не остановило Александр в увлечении мотоспортом – он начал свою спортивную карьеру в городском клубе ДОСААФ. Когда стало понятно, что упрямого юношу не остановить, его взяли в команду ЗиДа.
“Моими кумирами были гонщик Жоэль Робер, которого за скоростную и эффектную езду назвали бельгийским снарядом, и наш Виктор Арбеков, который наоборот гонял без лишних прыжков и буксовок, берёг машину и при этом не терял ни секунды. Он, кстати, в итоге в 1964 году “сделал” титулованного бельгийца на чемпионате Европы”, – рассказывает Яковлев.
В ту пору ковровская мототрасса располагалась за Заречной Слободкой. Там регулярно проводились мототурниры, и в сентябре 1957 года 16-летний Яковлев на областных соревнованиях среди юниоров одержал первую победу, пройдя дистанцию в 37, 5 километра за 71 минуты и 2 секунды. А уже в 1960 году Александр стал бронзовым призёром чемпионата Союза, удостоился звания “Мастер спорта СССР” и был включён в сборную страны.
♦ “Моя самая дорогая награда – диплом с подписью Юрия Гагарина. Я получил его в ноябре 1962 года, когда дослуживал последний год в армии. Гонка проходила в Лужниках, а главным судьей был легендарный космонавт. Он мне, победителю, пожал руку и подарил кроме диплома три золотые стопки, покрытые снаружи эмалью. Таких больше ни у кого нет. Эта награда мне дороже всех медалей и кубков европейских, дороже пластины с орлом за четвертое место на чемпионате мира в Германии, дороже итальянской медали из чистого золота”, – делится мотогонщик ♦
11 лет Александр Яковлев защищал честь ковровского завода им. Дегтярёва и 7 лет был членом сборной команды СССР по мотокроссу. На его счету – победы в тридцати международных мотокроссах в Болгарии, Румынии, Венгрии, Югославии, Франции, Чехословакии, Голландии. Он – обладатель золотых и серебряных медалей чемпионата Европы, состоявшихся в Германии, Австрии и Италии. Яковлев вспоминает, что в Болгарии на склоны Шипки приходили по двести тысяч зрителей, чтобы поболеть за мотогонщиков.
“Когда выходил на старт, у меня мурашки бежали от этого зрелища”, – признаётся Александр Дмитриевич, добавляя, что в Болгарии за три года в трёх городах он выиграл 9 кроссов и один раз стал серебряным призёром. В этой стране и сейчас его считают легендой мотоциклетного спорта: “Если я прихожу в какое-то общественное место, меня всегда представляют посетителям“.
Спортивные фанаты боготворили советского гонщика. За яростный стиль езды Яковлева в шутку прозвали злодеем.
“На стартовой линии выстроились гонщики в классе 175 “кубиков”. Яковлев занял место во втором ряду. Но едва опустили вниз флажок, как он бросился вперёд и успел первым проскочить на трассу. На ураганной скорости круг за кругов он шёл к финишу и первым пересёк его. Зрители аплодировали ему на протяжении всего заезда. А на дистанции творились серьёзные вещи: большинство гонщиков не справлялось с трассой, многие то и дело падали“, – так писал о Яковлеве в 1968 году спортивный журналист газеты “Знамя труда” Владимир Истаров. Тогда гонщик выиграл свой четвёртый по счету мотоцикл “Восход”.
Ветеран мотоспорта признаётся, что мог бы “доехать” и до титула чемпиона мира, если бы позволила техника: выступал спортсмен преимущественно на экспериментальных, сделанных специально для него, ковровских мотоциклах, а они всё-таки не дотягивали до чешских “Чезетов”, считавшихся во времена СССР непобедимыми и по скорости, и по износоустойчивости.
“Когда у тебя экспериментальный мотоцикл, то не знаешь, что у него завтра сломается. Я пять золотых медалей проиграл из-за того, что мотоцикл ломался и приходилось сходить с дистанции. Однажды мои мотоциклы из-за аварии застряли в Польше. Дали мне новый «Чезет», так я на нем сразу выиграл заезд Кросса наций в Швейцарии, а потом и в Италии, несмотря на то, что два круга ехал со сломанной ногой“, – говорит гонщик.
До 1968 года ковровский мотогонщик участвовал в 40-50 заездах ежегодно! Увы, что число травм в жёстком виде спорта не отстаёт от числа наград. После очередного перелома Яковлев на 20 лет сделал перерыв в карьере и занялся тренерской работой. Сначала занимался с командой спортклуба завода имени Дегтярёва, затем с командой владимирского клуба ДОСААФ, командой Центрального мотоклуба в Москве, а с 1983 по 1988 годы – тренировал сборную команду СССР по мотокроссу.
“Если вышел на страт – надо выигрывать. Таков был мой спортивный принцип. Этому же учил и воспитанников – стремлению защитить честь клуба во что бы то ни стало. Да, спортивная злость быть должна – как у боксёров, когда хочешь-не хочешь, в бить в лицо сопернику надо“, – признаётся великий спортсмен.
♦ Мне особенно дороги медали «Тренеру чемпиона Союза». У меня их восемнадцать. Но самый успешный мой ученик – это ковровчанин Володя Кавинов, дважды на чемпионате мира ставший серебряным призером и два раза – бронзовым ♦
Боец по жизни – это самое точное определение характера Александра Яковлева: 50-летний юбилей гонщик решил отметить… возвращением на мототрассу! Он вновь стал гонять уже среди ветеранов и побеждать в европейских турнирах. В 1996 году в Чехии он занял первое место, в 1998 году в Голландии – второе, в 1999 году во Франции – третье.
Попутно со спортивной карьерой, обретшей второе дыхание, в 1991 году ковровчанин, к тому моменту переехавший во Владимир, возглавил известный спортивный клуб «Весна», который быстро стал сильнейшим в стране и взрастил таких маститых гонщиков как Резвов, Ледовской, Селивёрстов, Селиванов, Кагарлицкий и Поздняков. За 27 лет руководства им прославленный спортсмен воспитал около тысячи учеников, организовал и провел во Владимире более 30 международных мотокроссов.
И даже уйдя в 2015 году на заслуженный отдых, “сидеть на печи” Яковлев так и не стал. Много времени ковровчанин проводит в Болгарии, где продолжает передавать свой опыт талантливой молодёжи, глубоко сожалея, что отечественный мотоспорт переживает далеко не лучшие времена. БОРЩ поздравляет юбиляра с днём рождения и желает ему здоровья и ещё много тренерских побед! В том числе – да случится такое чудо! – и российских.
(текст: Мирита Дружина, фото: архив героя публикации, moto-kovrov.ru, kovrovsport.ru, )