“Девять жизней” от “Пиросмани”: первое музыкальное открытие года
Как год начнёшь – так и проведёшь. Если верите в принцип, то начните год под музыку презентованного на электронных площадках дебютного альбома «Девять жизней» ковровской группы «Пиросмани». И тогда будет внутри вас странная, но всё-таки сказка, даже если вокруг «где-то молитва, а где-то фашизм»…
БОРЩ уже рассказывал, что 4 года назад полку ковровских музыкантов прибыло – на авансцену местной рок-тусовки вышла группа «Пиросмани». Ее собрал Олег Железнов, которого хорошо знают как фотографа, а он, оказывается с 8 класса лабает на гитаре, да еще окончил музыкалку по классу кларнета. Квартет лаконичен, как стиль живописца, в честь которого назван. Две гитары (Олег Железнов, Александр Акишев) и ритм-секция: бас (Тимофей Лосев) и барабаны (Алексей Архипов).
Музыканты опытные, успевшие поднатореть в мастерстве в других проектах. Тайное общество вольных музыкантов обитает на репетиционной базе, обустроенной в промышленном здании на улице Муромской.
БОРЩ слышал музыкантов в «живой» работе и убедился, что пиросманцы играют технично и драйвово. У коллег по цеху они тоже снискали крайне одобрительные оценки как едва ли не самая качественная в городе команда на данный момент.
Стиль группы участники определить пока не решаются – в нем есть и экспрессия фанка, и ретроспективность инди-рока, и щепотка вселенской тоски блюза, и честная простота образов того самого грузинского художника.
Но писать про то, как звучит музыка, все равно танцевать про то, как выглядит архитектура. Потому рекомендуем послушать дебютный студийный музыкальный продукт под маркой «сделано в Коврове». Альбом «Девять жизней» в новогодние каникулы был презентован на основных цифровых площадках и уже стал первым и ярким творческим открытием 2021 года.
БОРЩ побеседовал с участниками «Пиросмани» о том, как шла запись альбома, и узнал, что его создавали целый год в семи городах.
– Сколько композиций в альбоме?
– В электронной версии – 9, а на диске есть бонус-трек.
– Песни, написанные в какой период, вошли в альбом?
– Да за весь, что есть. Текст в песне «Исповедь» вообще родился в 2007 году.
♦ Тексты и музыку песен для «Пиросмани» пишет Олег Железнов. “А аранжировка уже рождается в коллективе: тут будет гитарка такая, а тут проигрыш такой, а в конце добавим такие барабаны», – рассказывает фронтмен группы ♦
– Почему понадобился целый год на то, чтобы записать музыкальный материал?
– Процесс небыстрый – это не так, что ты пришёл в студию и закрылся на несколько недель. Нет, это набегами, по выходным. В таком режиме мы работали 4 месяца. Потому начался процесс сведения, и его скорость уже вообще не зависела от нас. В общей сложности в альбом творчески вложились люди из семи городов: Коврова, Владимира, Челябинска, Питера, Москвы, Петрозаводска, Краснодара.
– А кто и в каком городе занимался сведением и мастерингом?
– Звукорежиссёр Юрий Бондаренко. Это уникальный человек, он несколько лет назад переехал в Ковров из Карелии и очень быстро влился в местную музыкальную тусовку, его нам не хватало. Он не просто находит технические решения, а пропускает музыку через себя. Творчество – это ведь всегда субъективно, поэтому в этом людям очень важно совпасть. Качественно записано может быть только то, что качественно прослушано. Только глубоко погружённый в материал звукореж может таки всё причесать и расставить по панораме инструменты, чтобы не возникало вопросов к конечному продукту. Это как когда ешь суп и понимаешь – класс. А не так, что картошка вроде вкусная, а бульон – так себе, а морковь вообще лишняя была.
– Как вы охарактеризуете стиль «Девяти жизней»?
– Русский рок с множеством экспериментов. Есть и танцевальные треки, и хард, и джазовые настроения. “Девять жизней” – девять разных историй.
– То есть были эксперименты с использованием нетрадиционных для рока инструментов?
– Да, в записи одной из композиций задействована виолончель – сыграла преподаватель музыкальной школы Елена Лемпп. Кстати, мы тут посчитали, одних гитар при записи было использовано шесть штук. А если посчитать все инструменты, которые отметились в «Девяти жизнях», то получится 13. Не считая мегафона, в простонародье называемого матюгальником.
– Как вы подбирали последовательность композиций?
– Сначала спорили, потом определили финальную песню – с ней разногласий не было. Это «Странная сказка», мы на концертах всегда играли её в финале. Потом прикинули, какая бы хорошо «зашла» как интро, вступление. А потом каждый ориентировался на то, в каком порядке ему было бы приятно слушать треки. Так и нашли среднее арифметическое.
♦ В записи альбома «9 жизней» в качестве бэк-вокалистов участвовали заместитель ректора КГТА по социальным вопросам, музыкант группы «Сквозняк» Елена Демьянова и юные ученики музыкальной школы, занимающиеся у известной вокалистки Галины Соколовой ♦
– А последовательность важна?
– Да. Это не фоновая музыка. Её нужно послушать, обмозговать и ещё раз послушать. В альбоме нужно пожить. Это с книгой, когда возвращаешься перечитать полюбившиеся страницы.
– У вас самих есть полюбившиеся страницы? Композиция, почему-то «загвоздившаяся» больше остальных?
– Вообще-то это всё равно, что выбрать, какой из детей твой самый любимый… Это сложно. Ну, допустим, Саше нравится «Странная сказка», он считает, что она очень сильной получилась. Тимофей, переслушивая, цепляется за те вещи, в которых, как он считает, мог бы ещё «дожать» – «Первый на связи», например. А для кого-то это наоборот та самая песня, на которой «залип» – как для Олега, который говорит, что не ожидал, что трек получится именно таким: он словно вышел из-под авторского контроля и зажил своей жизнью.
– Профессиональное самоедство – это, похоже, ваш конёк?
– А как ещё должен слушать себя музыкант со стороны, если не с вопросом: «А не г..вно ли я делаю?» Да, надо быть требовательным к себе, хотя, конечно, отпускать ситуацию надо тоже вовремя. Потому что, как уже говорили, творчество – это очень субъективно. И ты можешь наводить блеск до бесконечности, но от кого-то всё равно получишь: «Фу…». Просто потому что это не «его» музыка.
– А для кого музыка «Пиросмани»? Вы как-то определили свою «целевую аудиторию»?
– Мы не пишем под какой-то возраст или тренд. Быть модным – не наша задача. Продаваться и выражать себя – разные вещи. Это продукт не на продажу. Это хобби. Кто-то ходит на рыбалку, а мы ходим поиграть. Кто-то спиннинги покупает, а кто-то гитары. Поэтому «целевая аудитория» наверное найдёт нас сама, послушав «Девять жизней».
– И напоследок: как нужно слушать «Девять жизней»? Колонки или наушники?
– Этот момент тоже был учтён – мы специально нанимали профессионала, чтобы на всех средствах воспроизведения музыка звучала одинаково.
Мнение автора. Мне, журналисту БОРЩа, уже заслушавшей «Девять жизней» почти до дыр, нравится слушать альбом так: в наушниках, когда идёшь вечером по улице встречать сына из школы. На такой громкости, чтобы чуть-чуть было слышно шорох автомобильных шин, ползущих по улице Кирова в час пик. Так создаётся обалденный когнитивный диссонанс между миром внешним и внутренним. Вот, пожалуй, за это мне этот альбом и люб – он создаёт внутренний мир. Эти ребята, записавшие отличную музыку, правы: «Можно выключить систему. Верный метод – тишина».
Тишина как старт, после которого – «Пиросмани» в наушниках. У меня от них лёгкий хмель – как от грузинского вина, налитого в пластиковый стаканчик. Когда делаешь его первый глоток в первый вечер долгожданного отпуска. Сидя где-нибудь на берегу моря. В рваных джинсах и кедах.
А как слушаете «Пиросмани» и что слышите в “Девяти жизнях” вы?
(фото: Олег Железнов)