Ковров архитектурный: что объединяет здание городского музея и Дерибасовскую улицу Одессы
Ни для кого не секрет, что имена авторов старинных памятников архитектуры, особенно в провинциальных городах, нередко теряются в прошлом – к сожалению, мы не знаем имен мастеров, выполнивших эскизы искусной деревянной резьбы на доме фабриканта Ивана Треумова или фигурной кирпичной кладки здания торговых рядов на Базарной площади. Однако имена некоторых архитекторов, творивших в Коврове в XIX – XX веках, всё же дошли до нас, и сегодня БОРЩ приглашает вас на экскурсию по архитектурным достопримечательностям Коврова, в ходе которой мы познакомимся с наиболее известными ковровскими зодчими и их творениями.
Одним из первых известных нам архитекторов, работавших в Коврове, является Алексей Никитич Вершинский (1755 – 1811) – титулярный советник, в самом начале XIX века занимавший должность владимирского губернского архитектора. Он начал свою карьеру в то время, когда Ковров еще носил статус села, и стал одним из первых зодчих, сформировавших облик новообразованного уездного города Коврова.
В частности, в 1806 году Вершинский разработал проект здания ковровских присутственных мест – так в те годы назывались различные исполнительные, судебные и иные государственные учреждения, осуществлявшие управление городом и уездом. Весной того же года проект был утверждён к исполнению, и в течение 1806 – 1808 годов силами строительных артелей купца Фёдора Шаганова на крутом берегу Клязьмы выросло большое двухэтажное кирпичное здание – одно из первых каменных строений города (современный адрес – ул. Фёдорова, 2). Примечательно, что оно служило государственным нуждам более сотни лет – до революции в нем размещались сперва присутственные места (или, говоря современным языком, уездная администрация), а затем – Ковровское уездное полицейское управление. В советские годы строение в разное время занимали городская милиция, штаб гражданской обороны и даже жилые квартиры, однако к началу 1990-х оно заметно обветшало и с тех пор пребывает в плачевном состоянии – от здания фактически остались одни внешние стены без крыши и перекрытий. Конечно, его восстановление невозможно без существенных материальных вложений, однако хочется верить, что однажды здание присутственных мест, входящее в тройку старейших гражданских строений Коврова, все же обретёт первозданный исторический облик.
Ещё одной работе Вершинского повезло значительно больше – речь идёт о церкви во имя св. великомученика Иоанна Воина, спроектированной архитектором в 1811 году. Этот храм – второй по времени возникновения каменный храм Коврова – стал последней работой Вершинского, к сожалению, не увидевшего своё детище в камне, – архитектор скончался в самом начале строительства, после чего оно продолжилось по несколько изменённому проекту, выполненному новым владимирским губернским архитектором Евграфом Яковлевичем Петровым (1786 – 1839). В настоящее время на фасаде Иоанно-Воинской церкви можно увидеть мемориальную табличку с именами А. Н. Вершинского и Е. Я. Петрова.
Начиная с середины XIX века, заметную роль в формировании архитектурного облика населенных пунктов Российской империи стали играть епархиальные архитекторы – после официального учреждения этой должности в 1844 году она вскоре была введена в большинстве епархий. Помимо разработки проектов религиозных построек – соборов, церквей и часовен, – в обязанности епархиального архитектора также входило проведение ремонтов и реконструкций уже существовавших (зачастую многовековых) строений, что, помимо всего прочего, существенно способствовало развитию реставрационного дела в России.
Первым владимирским епархиальным архитектором, назначенным на эту должность сразу после её учреждения в 1857 году, стал Николай Андреевич Артлебен (1827 – 1882) – выпускник Московского дворцового архитектурного училища, большой знаток древнерусской архитектуры и увлечённый энтузиаст своего дела. За 25 лет работы в должности владимирского епархиального архитектора Артлебен сделал многое для сохранения памятников Владимиро-Суздальского зодчества – в частности, ему принадлежат проекты реставрации Успенского собора и Золотых ворот во Владимире, подробные планы и чертежи церкви Покрова-на-Нерли и многое другое. В числе собственных работ архитектора – здание женского епархиального училища во Владимире (1864 г.), храм Святой Троицы в г. Карабаново (1876 г.), церковь Троицы Живоначальной в с. Елизарово Переславского района Ярославской области (1882 – 1885 гг.) и другие строения.
В Коврове Артлебен возвел два значимых памятника церковной архитектуры, украшающих город и по сей день, – церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери в железнодорожном районе Заведение (1868 – 1875 гг.) и величественный краснокирпичный Спасо-Преображенский собор на побережье Клязьмы (1876 – 1884 гг.). Кроме того, именно Николаю Артлебену принадлежит идея расширения Коврова в южном направлении – после утверждения им генерального плана города в 1872 году новые жилые кварталы стали сооружаться в направлении привокзальной площади.
В отличие от А. Н. Вершинского и Н. А. Артлебена, о жизни ещё одного архитектора, творившего в Коврове, нам известно крайне мало, однако его главное детище уже более века украшает историческую часть города. Речь идет о Григории Николаевиче Рибасе (1858 – ?) – авторе здания Ковровской земской управы, которое по праву можно назвать одной из самых красивых исторических построек Коврова (современный адрес – ул. Абельмана, 20). Это богато украшенное краснокирпичное здание в псевдорусском стиле было выстроено в 1888 – 1889 годах по инициативе Николая Павловича Муратова (1850 – 1914) – многолетнего председателя Ковровской земской управы и уездного предводителя дворянства, немало сделавшего для благоустройства города.
Первоначально для разработки проекта сооружения ковровские земцы обратились к инженеру-технологу Владимирской губернской земской управы В. Ф. Свирскому, однако тот посоветовал привлечь к этому проекту стороннего архитектора и порекомендовал Григория Рибаса – молодого московского зодчего, выпускника знаменитого Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Примечательно, что спроектированное им здание Ковровской земской управы является единственным дореволюционным строением Коврова, у которого известны точные даты закладки и окончания строительства, – 15 мая 1888 г. и 29 октября 1889 г. соответственно.
К сожалению, сведения о дальнейшей жизни Григория Рибаса крайне скудны – известно лишь, что в начале 1890-х он занимался реконструкцией комплекса дачных домов вдовы промышленника Е. В. Молчанова в подмосковной усадьбе Ховрино для обустройства в них детского приюта, а несколькими годами позже возвёл церковь Николая Чудотворца при учреждениях Вспомогательного общества купеческих приказчиков на ул. Большой Серпуховской в Москве. Какие-либо другие данные о жизни и деятельности Рибаса в исторических источниках отсутствуют – даже дата смерти зодчего нам, увы, неизвестна. Кстати, некоторые исследователи не исключают, что Григорий Рибас, возможно, является дальним родственником адмирала Хосе де Рибаса – легендарного испанского флотоводца и основателя Одессы, в честь которого главная улица этого города и по сей день носит название Дерибасовская.
Продолжение следует…
(текст: Денис Грабкин, фото: Игорь Волков, Денис Грабкин, Сергей Никитинский, Александр Соколов)