20 января 2021

А снег не знал и падал… Кто виноват и что с этим делать?

Кто виноват в том, что в снегопад и после него проехать и пройти в Коврове сложно и что с этим делать? БОРЩ выяснил, как строится работа по механизированной уборке улично-дорожной сети, и выслушал тех, кто хотел бы её усовершенствовать.

По ГОСТу снежные кучи не должны быть ближе 5 метров от остановочных пунктов

Немного теории

Скромные зимние осадки начала 2020 года компенсировались обильными снегопадами наступившего 2021-го. Дороги в городе и за его пределами чистят с разной степенью старательности. За федеральные трассы отвечает федеральный «Упрдор»: снег убирают круглосуточно, следят за ситуацией на дорогах с помощью видеокамер и метеостанций. В день большого снегопада, 16 января, только во Владимирской области на трассах «Золотое кольцо» и «Волга» работало 70 дорожных машин.

 

Состояние парковки возле отделения «Сбербанка» на ул. Строителей за несколько дней до обильного снегопада, выпавшего в ночь на 16 января

 

В городах и поселениях за уборку снега отвечает местная власть. В Коврове траты, отпущенные на эти цели, планируют глубоко заранее. Сумма рассчитывается сразу на год, а исполнитель работ определяется на аукционе.

Подрядчик (организация, с которой заключен контракт на исполнение работ) обязуется убирать снег по определённым правилам, задокументированным местной мэрией. Правила эти основаны на ГОСТах и содержат в себе требования по срокам, глубине очистки и ширине снежных валов.

 

Профессия дворника – чистый ЗОЖ: максимум прогулок, минимум денег на неполезные продукты

 

Что касается территорий школ, больниц, детсадов, многоквартирных домов: как уточняет для БОРЩа пресс-служба городской администрации, «вопрос по уборке территорий от снега и содержанию территории управляющими компаниями, владельцами частных домов и предпринимателями отражен в Правилах благоустройства территории муниципального образования город Ковров Владимирской области», утвержденных решением Совета народных депутатов г.Коврова от 27.06.2017 г. № 162».

Если кратко, суть их такова: твой дом – ты около него снег и убирай. Сам или при помощи специально обученных людей – это не важно. Согласно правилам, 10 метров от забора – тоже для уборки твои.  За двор многоквартирного дома отвечает коммунальная организация, за территорию у социальных учреждений – их директора, за магазины – арендаторы или владельцы помещений.

 

Застрял на въезде во двор. Пока откапывался спереди, машину присыпало снегом сзади – грейдер прошёл по проезжей части

 

Что по факту

Контракт на выполнение работ по содержанию и обслуживанию улично-дорожной сети города Коврова в 2021 году заключен с предприятием «ДорТех». Общая его сумма – 36 640 692,8 рублей.  Организация ковровчанам знакомая: «ДорТех» работает в городе не первый год, на ремонте дорожного покрытия – в том числе.

В арсенале предприятия – 10 погрузчиков, 12 самосвалов, 6 тракторов, 2 грейдера, 6 комбинированных дорожных машин, 120 работников.  Субподрядчиков не нанимают, территории за пределами Коврова не обслуживают, работают в Коврове днём и ночью. Любопытно, что никто кроме «ДорТеха» не захотел побороться за право убирать ковровские улицы.

 

ДорТеховская техника убирает снежные навалы у остановки общественного транспорта на ул. Еловой

 

Тротуары, уличные лестницы, остановки и дорожки к ним, а также мост через Клязьму чистит МКУ «Город» – это предприятие частично взяло на себя функции САХа, ликвидированного мэрией с согласия депутатов ещё летом 2020-го по причине больших долгов.

В контракте, который мэрия заключила с «Дортехом», прописаны правила уборки, основанные на ГОСТ Р 50597-2017. А он гласит: срок очистки от снега отсчитывается с момента окончания снегопада, на работы даётся до 12 часов. В Коврове автомобильные дороги отнесены к 4-й и 5-й категории, а это означает, что даётся 6 и 12 часов для уборки снега.

 

«ДорТех» вывозит снег на снегосвалку – это территория за ДСК, по дороге на Погост

 

На тротуарах снег убирают в течение суток, на остановках – в срок до 6 часов. Бордюры из снега ликвидируют в течение 5 суток с момента окончания работ по снегоочистке. А вот то, что называется «зимней скользкостью», должно устраняться в момент обнаружения (кто и как должен скользкость обнаружить – не уточняется). Вообще упомянутый ГОСТ – документ любопытнейший. Советуем к прочтению.

Много это или мало – 36 млн. руб. в год? Для сравнения: работы по содержанию территории (дорог, тротуаров и переходов) города Кольчугино, который меньше Коврова примерно в три раза, оценены на 2021 год 28 085 045 руб. Ещё для сравнения: в 2020-м в Коврове сумма годового контракта на содержание и механизированную уборку дорог составила 36 млн. 640 тыс. рублей, в 2019 году – 37 млн. руб. А в 2018 году эта сумма была гораздо солиднее: 58 млн. руб.

 

Работники МКУ «Город» Сергей и Андрей чистят остановочные площадки ежедневно. Из инструментов – лопата и песок. Труд оценивается в 15 тыс. руб. в месяц

 

Из суммы контракта 2021 года  3 190 702,80 руб. отведено уборку и вывоз снега. То есть лишь 11% из всех денег, предназначенных для уборки города в течение года (а в контракт входит ещё обслуживание дорожного покрытия и ливнёвок), предназначено для очистки автомобильных дорог от снега.

Вопрос о достаточности средств БОРЩ направил в мэрию города. Ответ таков: «Расходные полномочия городского округа, установленные федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не обеспечены в полном объеме собственными доходами. Ремонт и содержание городских автомобильных дорог общего пользования местного значения и тротуаров осуществляется в рамках муниципальной программы «Дорожное хозяйство города Коврова» исходя из бюджетного финансирования на эти цели и в соответствии с нормами, установленными федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Оплата расходов на реализацию всего комплекса мероприятий в сфере дорожного хозяйства производится управлением городского хозяйства за счет средств бюджета по решению Совета народных депутатов г. Коврова в соответствии с бюджетной росписью в пределах лимитов бюджетных обязательств и фактического поступления средств на счет управления городского хозяйства. Объем выполняемых работ по содержанию и приведению дорожного полотна улично-дорожной сети города в нормативное состояние определяется исходя из имеющихся средств местного бюджета. Работы проводятся планомерно в объемах выделенного бюджетного финансирования».

 

Остановка и проезжая часть на ул. Машиностроителей 16 января. Снегопад шёл с ночи до вечера следующего дня

 

«Могли бы и лучше»

Горожане очень охотно делятся своим мнением о качестве зимней уборки дорог, стОит только выйти с фотоаппаратом в час-пик. Накипело…

Михаил Белов, работник ОАО «ЗиД»:

– Если с прошлыми годами сравнить, то теперь чистить стали хуже. Раньше хотя бы заезды прочищали, а теперь нет. Только сейчас видел, как техника едет с поднятыми ковшами. Не знаю, чья. Да мне всё равно, честно говоря, что за предприятие этим занимается. Важен результат. Кстати, за пределами города дороги от снега расчищены гораздо лучше.

– А что нужно, по-вашему, чтобы у горожан не было к коммунальщикам претензий?

– Работать нужно. Ничего больше.

 

Автобусная остановка и проезжая часть на ул. Ватутина 18 января

 

Алексей Сметанин, сотрудник одного из предприятий «Асконы», автолюбитель:

– Ну, чистят, видел… Ездят, чего-то сделать пытаются. Не могу с прошлыми годами сравнить, за рулём недавно. А чего вы хотите? После таких снегопадов Москва – и та встала чуть ли не намертво…

Сергей Виноградов, водитель с 10-летним стажем, джипер:

Могли бы и лучше чистить, особенно если бы это делали не в час пик. И лучше бы до бордюра. А то с каждым выпадением снега улицы становятся всё уже и уже. Считаю, что год от года с зимней уборкой дорог не меняется ничего. Каждый год зима внезапно, а снег зимой ещё внезапнее.

Елена Степановна, пешеход:

– Вы на остановку посмотрите – там негде стоять! Я про ноги, не про колёса. По уши занесло.

В социальных сетях, в период обильных снегопадов, горожане не стесняются в выражениях и клянут всех – коммунальщиков, власть, погоду – на чём свет стоит. И лишь немногие предлагают не кричать, а действовать. Так, жители дома 43 на ул. Строителей после снегопада, обрушившегося на Ковров в ночь с 15 на 16 января, не стали дожидаться милостей ни от кого, вышли во двор с лопатами и расчистили всё.

 

Если снег смешать с песком, получится вот так

 

Сыпать или нет?

Со льдом на дорогах, а на языке дорожников – «с недопущением обледенения и скользкостью», в Коврове борются по старинке. Использование песко-соляной смеси прописано в техническом задании для выполнения работ по содержанию улично-дорожной сети.

Пресс-служба мэрии Коврова уточняет: «ООО «Дор-Тех» по мере необходимости производится посыпка песко-соляной смесью, в которой масса хлоридов составляет 18% от массы смеси. Подрядчик самостоятельно (и по указанию заказчика) определяет объем и время начала и окончания выполнения работ в целях поддержания состояния улично-дорожной сети города Коврова обязательным требованиям, предусмотренным законодательством РФ, требованиям руководящих документов».

 

Состояние ул. Еловой 17 января

 

Метод критикуют много лет.

– Давно пора уже закончить дискуссию о том, стОит применять песок или нет,  – считает ковровчанин Максим Коновалов, автолюбитель с большим стажем. – Это даже не вчерашний день. Мне шестой десяток лет, я на куче песка с солью около САХа ещё в детстве играл… Сначала песок рассыпают, а потом проявляют героические усилия и всё лето борются с пылью. И всё равно её не побеждают. Зимой всё это превращается в грязную кашу. Может, следовало бы его сыпать лишь на опасных участках – на светофорах, перекрёстках, переходах, остановках? В Европе используют мелкую гранитную крошку для этих целей. Весной собирают, промывают и используют вновь.

Наш собеседник считает, что применение песка и соли – это двойная трата денег: к зиме смесь покупают, весной собирают и выкидывают, далее цикл повторяется. Как следствие – клубы пыли в сухое время года, всегда грязные машины и обувь.

 

После снегопада в одном из пригородов Праги. Сильные морозы в Чехии бывают нечасто

 

Как в Европе обстоят дела с уборкой проезжей части, мы спросили нашего соотечественника, а ныне жителя Чехии Дмитрия Рождественского:

– Снег здесь не такой обильный. Но за пределами города иногда становится причиной остановки железнодорожного транспорта: деревья растут прямо около путей, снег с веток может обломить их. Мы живём в пригороде, техника на улице здесь бывает как правило сразу после снегопада. Но это случается нечасто. Очень заметны работы на дорогах осенью – всю листву убирают машинами и утилизируют. Тут всюду плитка, лёд ощущается сразу. Соль используют, да, но не песок. Вместо него – мелкий камень. Пыли здесь действительно не бывает. Машину я мою раз в год.

Вернёмся в Ковров. Первое, что приходит в голову при разговорах о средствах из бюджета на дороги – тот факт, что каждый автомобилист платит дорожный налог. И многие рассчитывают на то, что тратиться эти деньги будут на местные дороги.

Как поясняла в интервью для журнала БОРЩ мэр Коврова Елена Фомина, ранее город получал субсидии на дороги – в сумме около 140 млн. руб. в год, теперь же возвращается лишь половина суммы, уплаченной горожанами в виде транспортного налога. Это около 62 млн. руб. В планах местной власти – добиться полного возвращения налога суммы в местный бюджет. Или найти другой способ получать на содержание улично-дорожной сети бОльшую, чем сейчас, сумму.

Будем ждать.

А уж кого ругать или хвалить, перемещаясь по улицам города –  решайте сами. Снегу всё равно.

 

(иллюстрации к материалу сделаны с 12 по 19 января)

 

Поделиться новостью